Критика и эссеистика Вячеслав ВЛАЩЕНКО СТО ЛЕТ «ЛЕГКОМУ ДЫХАНИЮ» БУНИНА 1. <...> Уже сто лет существует рассказ И. А. Бунина «Легкое дыхание», «самый знаменитый рассказ» (С. <...> ». Писатель в заметках «Происхождение моих рассказов» вспоминает: «Рассказ „Легкое дыхание“ я написал в деревне, в Васильевском, в марте 1916 года: „Русское слово“ Сытина просило дать что-нибудь для пасхального номера. <...> И вот вдруг вспомнилось, что забрел я однажды зимой совсем случайно на одно маленькое кладбище на Капри и наткнулся на могильный крест с фотографическим портретом на выпуклом фарфоровом медальоне какой-то молоденькой девушки с необыкновенно живыми, радостными глазами. <...> Девушку эту я тотчас же сделал мысленно русской, Олей Мещерской, и, обмакнув перо в чернильницу, стал выдумывать рассказ о ней с той восхитительной быстротой, которая бывала в некоторые счастливейшие минуты моего писательства»2 . <...> Сто лет «Легкому дыханию» Бунина / 149 По мнению многих исследователей, этот рассказ относится к художественно совершенным произведениям литературы. <...> 3 Бунин в своем произведении создает удивительно поэтичную и таинственную ауру бытия, явственно ощущаемую читателем в процессе эстетического восприятия. <...> Кажется, что эстетическая аура земной жизни в рассказе Бунина, создаваемая «легким дыханием» и «бессмертным сиянием глаз» главной героини, пением весенних птиц и «звоном ветра в фарфоровом венке», отражает устремленность души автора к метафизическому, божественному, чему противопоставлена обыденная жизнь обыкновенных людей, представителей «толпы», окружающей Олю Мещерскую. <...> Константин Паустовский (1892—1968), взволнованный «удивительным совпадением» (он апрельским вечером 1916 года на елецком вокзале, в городе детства и юности Бунина, купил в газетном киоске новый номер «Русского слова» и впервые прочитал рассказ «Легкое дыхание»), через много лет в «Золотой розе» (1955), в главе, посвященной Бунину, рассказал о своем глубоком <...>