Константин ФРУМКИН ПОСТМОДЕРНИСТСКИЕ ИГРЫ ВОКРУГ НАЦИЗМА И КОММУНИЗМА (Размышления над фантастическими романами 2013—2015 годов) Невозможность серьезности В России термин «постмодернизм» всегда будет ассоциироваться с культурой 1990-х годов. <...> Именно тогда этот термин стал у нас популярным, именно тогда постмодерн распространился по российской словесности, приведя к появлению целой серии знаковых постмодернистских романов — таких, как «Чапаев и Пустота» Пелевина или «Бесконечный тупик» Галковского. <...> В этом случае «постмодернистской» можно называть осо - бую фазу развития любого художественного направления, которое само осознает свою исчерпанность, когда его творцы чувствуют пресыщенность и отсутствие возможности серьезного отношения к собственным занятиям — и поэтому ищут спасения в иронии, в комбинаторных играх с наработанными ранее материалами, в ко - личественном увеличении используемых формальных приемов и упоминаемых фак - тов. <...> Или, как то происходит примерно после 2013 года в российской фантастике — в фантастическом романе, озабоченном историческими и политическими проблемами. <...> При наступлении постмодернистской фазы развития «идейный» роман продолжает сохранять все внешние приметы своего жанра, но и его автору, и его читателю все труднее сохранять серьезное отношение к содержательным высказываниям. <...> «Серьезность отношения» — интегральная величина, порождаемая всей сопутствующей обстановкой, серьезность Константин Григорьевич Фрумкин — российский журналист, философ, культуролог. <...> Автор книг и статей философской и культурологической тематики, в том числе на темы философии сознания, теории фантастики, теории и истории драмы, а также социальной футуроло - гии. <...> При этом стоит заметить, что «драйвером» развития фантастики, посвященной реальным историческим событиям и прошлым эпохам русской истории, всегда бы - ла пусть косвенная, но легко просматриваямая связь с актуальной <...>