АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР* А.Ю. СУНГУРОВ После избрания В.В. Путина на третий президентский срок, несмотря на преобладание в политической риторике современной России скорее консервативных, чем модернизационных призывов, перспектива инновационного развития все же является, на наш взгляд, единственной, открывающей путь к занятию Россией достойного места в современном мире. <...> Поэтому задача поиска тех социальнополитических акторов, или субъектов развития, которые могли бы оказаться наиболее эффективными в появлении и продвижении инноваций в социально-политической сфере, остается по-прежнему актуальной. <...> В большинстве как российских, так и зарубежных работ, посвященных инновационному развитию, делается акцент на инновации в сфере бизнеса и экономики, а социально-политическая сфера рассматривается лишь с позиции создания и реализации программ поддержки и продвижения этих инноваций (инновационной политики). <...> Как отмечал в своей статье в журнале «Полития» В.М. Сергеев, широко распространено разделение инноваций на научные, технические и социальные: «К ”научным” инновациям логично отнести концептуальные нововведения, позволяющие по-новому осмыслять мир, прежде всего в его онтологическом аспекте, к ”техническим” – новые способы манипулирования этим миром, к ”социальным” – изменения в системе правил и норм, регулирующих человеческую деятельность и поведение людей»1 . <...> В то же время все сильнее проявляется точка зрения, что без реальных институциональных изменений общественно-политической сферы окажутся неудачными и усилия по развитию и продвижению инноваций в научно-технической сфере, в сфере бизнеса, что отдельные инновационные проекты типа Сколкова так и останутся * Работа выполнена в рамках проекта Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ) «Институциональные основы со циаль но-политических инноваций: роль институтов-медиаторов», грант № 12-03-00551. <...> Трансакционные эффекты плотного <...>