Из истории отечественной философии «В ОЖИДАНИИ ВАРВАРОВ»: ИДЕНТИЧНОСТЬ И ПОЛЕМИЧНОСТЬ У ГЕОРГИЯ ФЛОРОВСКОГО* Б. ГАЛЛАХЕР <...> В ожидании варваров* * Если величие богослова определяется мерой оказанного им влияния, Георгий Флоровский несомненно может быть назван крупнейшим богословом восточного православия XX в. <...> Его богословская программа «неопатристического синтеза» превратилась в доминирующую парадигму богословия и экуменической активности православных. <...> Каллист Уэр) – и перед нами краткая история православного богословия второй половины XX в. <...> Флоровский оставил нам почти общепринятую ныне парадигму бытия православными в современном мире, в котором доминирует культурное наследие Запада. <...> Здесь полемичность подменяет позитивную сторону определения того, что не является православием и также определяет само православие через отрицание. <...> Прием «двухходового» утверждения православной идентичности через полемику с Другим был впервые применен Флоровским * Перевод выполнен по изданию: Gallaher B. <...> «Waiting for the Barbarians»: Identity and Polemicism in the Neopatristic Synthesis of Georges Florovsky // Modern Theology. <...> ФН – 10/2013 78 Из истории отечественной философии в контексте русской религиозной мысли, где он пытался выразить «традиционную» восточноправославную богословскую идентичность в противовес софиологии С.Н. Булгакова, не без оснований рассматривая ее как разновидность неоплатонизма и немецкого романтизма, т.е. «искусительного» западного пути, проложенного В.С. Соловьевым, а затем избранного П.А. Флоренским и Булгаковым, к которым Флоровский причислял также и Н.А. Бердяева. <...> В результате критического переосмысления соловьевского вектора мысли Флоровский поставил вопрос о необходимости выбора между двумя путями: либо в область обманчивых, если не сказать еретических, идей, ошибочно принимаемых за православное богословие, либо к альтернативе в лице «святых отцов и опыта великой Церкви – исторической Церкви, традиции и патристики»3 <...>