Философские науки – 4/2014 ПОЗНАНИЕ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ Когнитивные исследования МОДЕЛИРОВАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ПРАКТИК: РУБЕЖИ ПОЗНАНИЯ1 В.А. СУЛИМОВ В основании познания лежит ощущение, или, точнее, чувство интеллектуальной сопричастности, которое возникает у субъекта под воздействием: (а) информационных потоков, (б) интенциональномотивационного аспекта индивидуальной картины мира. <...> Таким образом, познание есть процесс осуществления себя в условиях интеллектуального (информационного) пространства культуры. <...> В форме познания человек осуществляет свою проективность, открывшуюся ему в ходе исторического осмысления себявмире: «Проективность освобождает человека для возможного, и, перепоручаясь ей, он дает возможность быть миру и сущему как таковому»2 . <...> Являясь по своей онтологической сущности результирующим актом аутопойесиса (У. <...> Варела), процесс метафорического, метонимического, типологического (римейкового) переноса оказывается симметричным процедуре формирования индивидуальноориентированных знаковых (тематизированных) областей, от структуры и качества которых напрямую зависят структура и качество индивидуальной картины мира. <...> Более того, в современном мире интеллектуальные практики, представлявшиеся прерогативой элитарных социальных групп, становятся (под воздействием перманентно растущих информационных потоков) элементом повседневности, принадлежностью массового сознания, обреченного на их применение. <...> Вместе с тем вряд ли возможно выстроить свою «интеллектуализированную» идентичность без погружения в идеационное пространство современности, предоставляемое литературными текстами (научными, художественными, художественнопублицистическими). <...> Литературные тексты стали, по сути, удобной площадкой репрезентации культуры, на которой «соседствуют» самые разные формы «другости»4 . <...> Отличительной чертой современных литературных текстов является их недискретность <...>