Публикуемые в этом номере статьи О.В. Долженко и О.И. Тарасовой, А.И. Ракитова и А.Э. Анисимовой открывают еще одно измерение такого осмысления. <...> СИСТЕМА CONTRA ОБРАЗОВАНИЕ Судьба учителя в системе: быть или не быть? <...> Уценка ценности бытия и доминирование практики ис(по)требления мира привели человечество в тупик социальнотехнологического общества и к противоестественному, искусственному, не репродуктивному и не созидательному способу обитания в техносфере. <...> 79 сивный и односторонний прогресс в области техники, ограниченный материальным планом бытия, связан с негативным направлением развития цивилизации – формализацией образа жизни, деградацией культуры, инволюцией духа, упрощением разума. <...> В этих процессах в значительной степени проявился и негативный потенциал системы образования, и негативный опыт системы массового обучения информационному многознанию. <...> Если же логика понимания реализуется по формуле «Образование > > Система» (образование шире, чем система), то в широком смысле слова речь идет о метафизике повседневности, о традиции понимающего человеческого бытия, об антропологической преемственности, образованности, символических практиках мышления, живом и личностном знании, пути духа и самоосознании, о творчестве и созидающем опыте бытия. <...> В современном социотехносе, состоящем из набора формализованных и забюрократизированных социальных институтов, система образования – одновременно и точка порождения системного кризиса цивилизации, и важнейшая сфера проявления антропологического и социокультурного кризиса. <...> Все дело в том, что этот кризис – одновременно кризис как самой системы, так и самого образования, дидактической парадигмы (модели трансляции) и социального института; кризис и учителя, и ученика, и родителей; кризис разума, социопсихических и метафизических способностей человека. <...> Сегодня уже общим местом в социальногуманитарных науках стала констатация того факта <...>