ПРОКОФЬЕВ Истоки новоевропейской концепции совершенных и несовершенных прав и обязанностей Разграничение совершенных и несовершенных прав, а равно – соответствующих им обязанностей является сквозной темой новоевропейской этической мысли. <...> Совершенные права и обязанности, в соответствии с наиболее полным набором их характеристик, обладают нормативным приоритетом, не терпят исключений из очень точно сформулированных предписаний, касающихся содержания поступков и допускают использование силы для их реализации. <...> Основанием подобного вывода служит то, что покушения на личность и собственность ведут к распаду человеческого общества. <...> Как категорическое требование каждое из требований справедливости обладает нормативным приоритетом по отношению к требованиям доброты. <...> Другой способ выражения приоритета справедливости, используемый Цицероном, таков: «…те же, кто причиняет вред одним людям, чтобы быть щедрыми к другим, совершают такую же несправедливость, как если бы они присваивали себе чужое имущество»7 . <...> Подробное обоснование подобного положения дел разработано другим представителем римского стоицизма – Сенекой. <...> Как разъясняет современная исследовательница, «”правильное” содержание, то есть соответствующее человеческой природе, реализуется с “правильной” установкой, то есть ради добродетели, и тогда мы получаем τέλεια καθήκοντα – совершенные нравственно-правильные действия (κατόρθωματα)»11 состояло в том, что два вида обязанностей начали восприниматься как требующие разного поведения12 . <...> Тем самым они приблизились к новоевропейскому смыслу обсуждаемого разграничения. <...> Однако значение конкретных терминов оказалось прямо противоположным: совершенные обязанности раннехристианских авторов охватывали тот массив моральных требований, который в рамках новоевропейской философии морали относился к обязанностям самого несовершенного типа. <...> В силу этого мне представляется <...>