Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634928)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Философские науки  / №11 2014

СОВЕРШЕННЫЕ И НЕСОВЕРШЕННЫЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ: ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ФРЭНСИСА ХАТЧЕСОНА (150,00 руб.)

0   0
Первый авторПрокофьев
Страниц13
ID434848
АннотацияВ статье проанализированы исторические корни и специфика концепции совершенных и несовершенных прав и обязанностей Фрэнсиса Хатчесона. Разграничение двух типов прав и обязанностей восходит к таким понятийным оппозициям античного стоицизма как «справедливость» и «доброта», а также «надлежащее» и «нравственно-правильное». Оно полноценно артикулировано в этике естественного закона Самуэля Пуфендорфа. Хатчесон принимает в целом основные характеристики совершенных и несовершенных прав и обязанностей, предложенные Пуфендорфом, однако, вносит свои поправки в его схему. Хатчесон акцентирует роль перфекционистских оснований этой типологии, противостоит принижению значения несовершенных прав и обязанностей, вводит такую новую классификационную нишу, как «внешние права».
Прокофьев, А.В. СОВЕРШЕННЫЕ И НЕСОВЕРШЕННЫЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ: ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ФРЭНСИСА ХАТЧЕСОНА / А.В. Прокофьев // Философские науки .— 2014 .— №11 .— С. 20-32 .— URL: https://rucont.ru/efd/434848 (дата обращения: 01.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ПРОКОФЬЕВ Истоки новоевропейской концепции совершенных и несовершенных прав и обязанностей Разграничение совершенных и несовершенных прав, а равно – соответствующих им обязанностей является сквозной темой новоевропейской этической мысли. <...> Совершенные права и обязанности, в соответствии с наиболее полным набором их характеристик, обладают нормативным приоритетом, не терпят исключений из очень точно сформулированных предписаний, касающихся содержания поступков и допускают использование силы для их реализации. <...> Основанием подобного вывода служит то, что покушения на личность и собственность ведут к распаду человеческого общества. <...> Как категорическое требование каждое из требований справедливости обладает нормативным приоритетом по отношению к требованиям доброты. <...> Другой способ выражения приоритета справедливости, используемый Цицероном, таков: «…те же, кто причиняет вред одним людям, чтобы быть щедрыми к другим, совершают такую же несправедливость, как если бы они присваивали себе чужое имущество»7 . <...> Подробное обоснование подобного положения дел разработано другим представителем римского стоицизма – Сенекой. <...> Как разъясняет современная исследовательница, «”правильное” содержание, то есть соответствующее человеческой природе, реализуется с “правильной” установкой, то есть ради добродетели, и тогда мы получаем τέλεια καθήκοντα – совершенные нравственно-правильные действия (κατόρθωματα)»11 состояло в том, что два вида обязанностей начали восприниматься как требующие разного поведения12 . <...> Тем самым они приблизились к новоевропейскому смыслу обсуждаемого разграничения. <...> Однако значение конкретных терминов оказалось прямо противоположным: совершенные обязанности раннехристианских авторов охватывали тот массив моральных требований, который в рамках новоевропейской философии морали относился к обязанностям самого несовершенного типа. <...> В силу этого мне представляется <...>