Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634757)
Контекстум
.
Философские науки  / №10 2014

ВЗГЛЯД КАК УЧРЕДИТЕЛЬ СУЩЕСТВОВАНИЯ В ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМЕ Ж.-П. САРТРА (150,00 руб.)

0   0
Первый авторКузин
Страниц15
ID434837
АннотацияВ статье рассматриваются рационалистический и экзистенциальный подходы к проблеме существования. Сопоставление дорефлексивного cogito Сартра и рефлексивного cogito Декарта позволяет определить особенности движения сартровской мысли от вещи к сознанию и от сознания к вещи. При этом обнаруживается не вполне раскрытое Сартром положение о существовании вещи не только в качестве пассивности, что во многом отвечало философии Декарта, но и в качестве открытой направленности на сознание. Это положение можно считать скрытым моментом ключевого тезиса Сартра о роли Другого в удостоверении нашего существования. Важнейшим фактором в понимании этого становится понятие взгляда. Ключевые слова: Сартр, Декарт, Мерло-Понти, рационализм, экзистенциализм, вещь, бытие, взгляд, существование, ничто, сознание, свобода.
Кузин, И.В. ВЗГЛЯД КАК УЧРЕДИТЕЛЬ СУЩЕСТВОВАНИЯ В ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМЕ Ж.-П. САРТРА / И.В. Кузин // Философские науки .— 2014 .— №10 .— С. 54-68 .— URL: https://rucont.ru/efd/434837 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Философские науки – 10/2014 ПАНОРАМА МИРОВОЙ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ Философская мысль: рецепция и интерпретация ВЗГЛЯД КАК УЧРеДИТеЛЬ СУЩеСТВОВАНИЯ В ЭКЗИСТеНЦИАЛИЗМе Ж.-П. <...> САРТРА* И.В. КУЗИН В истории философии принято относить к феноменологической традиции двух крупнейших французских философов – Ж.-П. <...> Мерло-Понти, несмотря на то, что с течением времени характер их мышления видоизменился, и оба, хоть и по-разному, но отошли от феноменологической традиции, намеченной Э. <...> И Сартр, и Мерло-Понти достаточно много внимания уделяют собственно проблематике телесного, однако в случае с Сартром к ней определенно может быть отнесена аналитика экзистенциала взгляда, учитывая которую принципиальность расхождения Сартра с позицией Мерло-Понти по данной проблеме оказывается слишком преувеличенной. <...> Эту общность мы можем найти, например, в положении Гуссерля, согласно которому бытие предмета таково, «что он по своей сути познаваем», хотя и «есть сущее совершенно иного вида бытия и не есть “реальная составная часть” сознания, переживания», на что указывает Р. <...> 54 Философская мысль: рецепция и интерпретация нем есть нечто, что точно соответствует взгляду как таковому. <...> Хотя предлагаемая статья не будет посвящена сравнительному анализу философских тезисов Сартра и Мерло-Понти, нам бы хотелось показать, что целый ряд принципиальных утверждений МерлоПонти4 вовсе не диссонирует, а вполне созвучен мыслям Сартра, высказанным в «Бытии и Ничто»; их раскрытие как раз и позволяет осуществить такое сравнение. <...> На поверхности Сартр не решается приписывать подобные переживания сподручно сущему, чтобы соблюсти условия различения. <...> Очевидность этого различия делает весьма сомнительной попытку представить бытиедля-себя в качестве сущностной характеристики, принадлежащей и бытию-в-себе, так как последнее не создает своим присутствием интерсубъективную ситуацию: «Стыд есть открытие другого не по способу, которым сознание <...>