Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.
Философские науки  / №1 2014

«ГОСУДАРЬ» МАКИАВЕЛЛИ И «МЕДНЫЙ ВСАДНИК» ПУШКИНА (философско-политические параллели) (150,00 руб.)

0   0
Первый авторКара-Мурза
Страниц13
ID434824
АннотацияПоэма «Медный всадник» А.С. Пушкина (1833) является одной из вершин не только русской поэзии, но и русской политической философии. Автор выдвигает гипотезу, что «Медный всадник» написан Пушкиным в системе понятий трактата Никколо Макиавелли «Государь» (1513), главным из которых является образ «Государя», побеждающего варварскую стихию. Поэма является интеллектуальным ответом Пушкина на критику (в стихотворной форме) со стороны бывшего друга Пушкина – польского поэта Адама Мицкевича, ранее неоднократно обращавшегося к Макиавелли и разочарованного позицией Пушкина по вопросу о «польском восстании» 1830 – 1831 гг.
Кара-Мурза, А.А. «ГОСУДАРЬ» МАКИАВЕЛЛИ И «МЕДНЫЙ ВСАДНИК» ПУШКИНА (философско-политические параллели) / А.А. Кара-Мурза // Философские науки .— 2014 .— №1 .— С. 76-88 .— URL: https://rucont.ru/efd/434824 (дата обращения: 18.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Русская философия: полюсы и векторы «ГОСУДАРЬ» МАКИАВЕЛЛИ И «МЕДНЫЙ ВСАДНИК» ПУШКИНА (философско-политические параллели) А.А. КАРА-МУРЗА В данном тексте речь пойдет о влиянии трактата Никколо Макиа) на русскую культуру. <...> Я остановлюсь главным образом велли «Государь» (500-летие со времени написания которого отмечалось в 2013 г.1 на политико-философских параллелях «Государя» и «Медного всадника» А.С. Пушкина. <...> Трактат «Государь» обладает своеобразной текстовой структурой: философская концепция здесь не предшествует основному корпусу назидательных исторических примеров, а завершает и обобщает их. <...> Ключевой политико-философский смысл трактата сформулирован в предпоследней, 25-й главе, которая называется: «Насколько дела человеческие зависят от фортуны и как можно ей противостоять»2 киавелли дает здесь следующее определение «фортуны» или «судьбы»: . <...> В свое время я написал об этой перекличке смыслов пушкинской поэмы и «Государя» в книге «Реформатор. <...> Русские о Петре Великом» (1994)4 , а затем и в монографии «Новое варварство как проблема российской цивилизации» (1995)5 , написанной на основе докторской диссертации. <...> Пушкин, разумеется, хорошо знал труды Макиавелли, еще с Царскосельского лицея, где великий флорентиец фигурировал в курсах любимых пушкинских преподавателей – Александра Петровича Куницына, профессора этики, политической науки и права и профессора русской и латинской словесности Петра Егоровича Георгиевского6 . <...> Есть все основания считать, что Пушкин весьма уважительно относился к Макиавелли. <...> Ма«Я уподобляю ее бурной реке, которая, рассвирепев, затопляет долину, крушит дома и деревья… все уступает и бежит перед стихией, не в силах ей противостоять»3 76 Русская философия: полюсы и векторы одной книге все клеветы, все нападения, которые навлек на свои сочинения бессмертный флорентинец» (речь идет о сочинении Антонио Поссевино 1592 г. «Суждение о четырех писателях». <...> ). Пушкин, напротив, положительно <...>