ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУБОПРОВОДОВ УДК 502.36 МЕТОД ОПРЕДЕЛЕНИЯ ФАКТИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ ТРУБОПРОВОДА В НЕСУЩЕМ ФУТЛЯРЕ А.В. <...> Сальников, О.П. Кошелева, А.С. Кузьбожев, И.Н. Бирилло Одним из вариантов прокладки трубопроводов над водной преградой является балочный воздушный переход в несущем футляре. <...> Существует и применяется большое число расчетных методик оценки прочности и напряженно-деформированного состояния балочных переходов различных конструкций [1–4], однако задача обоснования контрольных резов и сверлений корпуса несущей оболочки балочного перехода принципиально не ставилась. <...> Это обусловлено отсутствием методики диагностирования пространственного положения трубопровода внутри несущей оболочки, что принципиально осложняет расчет трубопровода на прочность. <...> Поэтому данное направление исследований, безусловно, является актуальным, в том числе и в аспекте экологической безопасности эксплуатации трубопровода, так как обоснование прочности и работоспособности трубопровода, транспортирующего жидкие углеводороды – нефть, газоконденсат, в пределах водных преград является первостепенной задачей производственных предприятий. <...> Очевидно, что при оценке работоспособности трубопровода, проложенного в несущей трубе-футляре, необходимо знать фактическую конфигурацию оси трубопровода, в том числе и в горизонтальной плоскости [5]. <...> При деформировании трубопровода в горизонтальной плоскости происходит смещение его продольной оси с продольной осью несущей трубыфутляра на величину сi (рис. <...> При этом в каждом контрольном сечении деформированного участка значение смещения сi различно. <...> В этом случае, при измерении конфигурации оси трусi бопровода в вертикальной плоскости через отверстия в несущей трубе-футляре, выполняемом на ее верхней образующей, в каждой точке контроля будет возникать определенная погрешность i, зависящая от наружного диаметра трубопровода и степени <...>