58 КНИГИ Александр Механик Реформы, которые губят образование Известный британский специалист в области образования приходит к выводу, что реформы последних десятилетий, охватившие эту сферу в развитых странах мира, зашли в тупик. <...> Мы в России это хорошо знаем Школьная реформа словно заноза в российском общественном сознании: даже когда ее не обсуждают, все равно саднит. <...> То о ней напомнит ЕГЭ как спецоперация по одновременной поимке сотен тысяч преступников, то обескураживающие результаты какого-нибудь исследования знаний выпускников, то признания учителей и школьников, что в 11-м классе они ничего, кроме тестов к ЕГЭ, не проходят. <...> Но оказывается, что эта заноза саднит не только в России, но во всем, что называется, цивилизованном мире. <...> И мир, увлекшийся школьным реформаторством, как и мы в России, не знает, что с этой занозой делать. <...> Гэри Томас, профессор педагогического факультета Бирмингемского университета, решил эту занозу исследовать на предмет возможного от нее избавления. <...> Опыт, который нас удивит Для начала профессор предпринял попытку очень сжатого обзора истории западного образования с древнейших времен. <...> Но главное, чем книга Томаса интересна для российских читателей, — критический анализ реформ последних десятилетий, поскольку многие из них являются общими для всего развитого мира. <...> И для нас тоже, ведь реформы образования, проводимые в России в последние десятилетия, во многом являются кальками с западных образцов. <...> Однако один факт, описанный Гэри Томасом как часть его личного школьного опыта, навел автора этих строк на мысль, что далеко не весь западный опыт совпадает с современным российским. <...> Следовательно, и проблемы в области образования у нас далеко не всегда общие, и западные реформы не о том, что действительно волнует российскую школу. <...> «Когда я завалил переходный экзамен из начальной школы в среднюю, — рассказывает Томас, — мои мудрые родители перевели меня в дешевую (во всех <...>