У него были огонь-волосы,
Борода была из пламени,
А очи - словно два солнышка. <...> Записан Мовсесом Хоренаци одним
из образованнейших людей V в. <...> В своей "Истории Армении", созданной по
предложению армянского просвещенного князя Саака Багратуни, он использовал
армянские народные предания и эпос языческой поры (см. об этом во вступ.
ст., с. <...> Ваагн - древнеармянский языческий бог солнца и грома. <...> Хоренаци пишет: "Мы собственными ушами слышали, как пели эту песнь в
сопровождении бамбирна. <...> Затем в этой песне воспевали борьбу Вахагна с
драконами и победу над ними. <...> Все воспеваемое в честь его имело большое
сходство с подвигами Геркулеса. <...> Пели также о причислении его к сонму богов;
в стране же иверов ему была воздвигнута статуя, которой приносили жертву"
(с. <...>
Рождение_Ваагна.pdf
Рождение Ваагна
---------------------------------------------------------------------------Армянская
средневековая лирика
Библиотека поэта. Большая серия. Второе издание
Л., "Советский писатель", 1972
OCR Бычков М. Н. mailto:bmn@lib.ru
---------------------------------------------------------------------------В
муках рождения находились Небо и Земля;
В муках рождения лежало и пурпуровое Море;
Море разрешилось красненьким Тростником;
Из горлышка Тростника выходил дым;
Из горлышка Тростника выходило пламя;
Из пламени выбегал юноша.
У него были огонь-волосы,
Борода была из пламени,
А очи - словно два солнышка.
Перевод Н. Эмина
1. Фрагмент языческой народной песни. Записан Мовсесом Хоренаци одним
из образованнейших людей V в. В своей "Истории Армении", созданной по
предложению армянского просвещенного князя Саака Багратуни, он использовал
армянские народные предания и эпос языческой поры (см. об этом во вступ.
ст., с. 9-12). Ваагн - древнеармянский языческий бог солнца и грома.
Хоренаци пишет: "Мы собственными ушами слышали, как пели эту песнь в
сопровождении бамбирна. Затем в этой песне воспевали борьбу Вахагна с
драконами и победу над ними. Все воспеваемое в честь его имело большое
сходство с подвигами Геркулеса. Пели также о причислении его к сонму богов;
в стране же иверов ему была воздвигнута статуя, которой приносили жертву"
(с. 70).
Стр.1