И. З. Серман
Из истории литературной борьбы 60-х годов XVIII века
(Неизданная комедия Федора Эмина "Ученая шайка")
XVIII век. Сборник. Выпуск 3.
Изд-во АН СССР.М.; Л., 1958. Ответственный редактор П. Н. Берков
Литературные позиции Федора Эмина и его место в идейной борьбе 1760-х годов неоднократно
привлекали внимание исследователей. В работах П. Н. Беркова, Д. Д. Благого, Г. А. Гуковского освещены
некоторые стороны мировоззрения и творчества Эмина. Однако Ф. Эмин, как и другие писателиразночинцы
1760-х годов, Михаил Чулков, Попов, Курганов, ждут еще тщательного и серьезного
изучения.
Их роль в развитии русского реализма, в развитии критического направления в литературе
середины XVIII столетия еще недостаточно исследована.
Неизданная до сих пор комедия Эмина "Ученая шайка" дает интересный материал для
характеристики общественно-литературных позиций этого малоизученного писателя,
Федор Эмин появился в Петербурге в мае месяце 1761 года и подал на имя императрицы
Елизаветы прошение, написанное по-итальянски и подписанное Theodoro Eminenescu. Очевидно, тогда же
Эмин был зачислен в Сухопутный шляхетный кадетский корпус преподавателем итальянского языка. По
делам Архива Академии наук (1763 и 1764 гг.) видно, что: "Федор Еммин обучает итальянскому языку в
Шляхетном сухопутном кадетском корпусе по 8 часов в неделю, жалованья 150 р. в год". {Картотека Б. Л.
Модзалевского (ИРЛИ)}
В это же время Эмин преподавал итальянский язык в Академии художеств, как об этом сообщает
"Ведомость нынешнего состояния Академии художеств" от 28 января 1763 года. В ней указан в графе
"Учителя" -- "итальянского языка Петр Эмин 150 рублей" {Сборник материалов для истории Академии
художеств за сто лет, под ред. П. Петрова, ч. 1, СПб., 1864, стр. 71.} (жалованья в год).
В том же 1763 году Эмин благодаря покровительству гр. Г. Орлова был зачислен переводчиком
Коллегии иностранных дел. Об этом свидетельствует титульный лист первого издания (СПб., 1768)
"Мирамонда": "Непостоянная фортуна, или Похождения Мирамонда, -- сочинения Государственной
коллегии иностранных дел переводчика Федора Эмина".
По приезде в Россию Эмин очень скоро становится деятельным участником нового направления в
русской литературной жизни как переводчик и как автор оригинальных русских романов. Начало 1760-х
годов характерно появлением нового для русской литературы жанра. Роман, правда на первых порах
переводный, становится заметным явлением литературной жизни. Сумароков, всегда очень живо
отзывавшийся на все неприемлемое для него в общественной жизни и в литературе, в 1759 году помещает
в "Трудолюбивой пчеле" (стр. 374) статью "О чтении романов", в которой с раздражением пишет:
"Романов столько умножилось, что из них можно составить половину библиотеки целого света. Пользы от
них мало, а вреда много. Говорят о них, что они умеряют скуку и сокращают время, т. е. век наш, который
и без того краток. Чтение романов не может называться препровождением времени; оно погубление
времени".
Ему отвечает Семен Порошин в предисловии к своему переводу одного из популярнейших
романов аббата Прево: "Сии сочинения (романы, -- И. С.) такое несчастие по дни наши постигло, что
многие не токмо никакой пользе от оных быть не надеются, но еще к повреждению нравов служащими их
почитают". {<Аббат Прево>. Филозоф аглинской, или житие Клевленда, побочного сына Кромвелева, т. I,
СПб , 1760, предисловие.}
В Петербурге с 1759 года действует группа литераторов-переводчиков, большей частью
преподавателей Сухопутного шляхетного корпуса (Семен Порошин, Петр Свистунов, Евгений Харламов,
Степан Перфильев и другие). Эта группа предприняла в 1759 году издание журнала "Праздное время, в
пользу употребленное". Издатели-сотрудники этого журнала не разделяли общественно-литературных
позиций Сумарокова, проявившихся со всей свойственной его натуре энергией и страстностью в его
журнале 1759 года "Трудолюбивая пчела".
Д. Д. Шамрай с несомненностью доказала, {Д. Д. Шамрай. Об издателях первого частного
русского журнала. Сб. "XVIII век", вып. I, Л., 1935.} что кружок корпусных литераторов (Семен Порошин,
его
взаимоотношений с литературными противниками и для установления хода его идейно-творческого
развития.
Стр.1