УДК 629.4.027.118 © А.П. Буйносов, К.А. Стаценко МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЕЛИЧИНЫ НАТЯГА БАНДАЖА НА ОБОДЕ КОЛЕСНОГО ЦЕНТРА ЛОКОМОТИВА С ПОМОЩЬЮ УЛЬТРАЗВУКОВЫХ ИМПУЛЬСОВ В статье показана возможность определения натяга бандажа по величине и форме ультразвуковых импульсов, отраженных от поверхности контакта пары «бандаж–обод» локомотива. <...> Разработана методика оценки количественной величины натяга бандажа на ободе колесного центра при насажанных бандажах. <...> Одна из наиболее опасных неисправностей колесных пар, непосредственно угрожающих безопасности движения поездов – это ослабление посадки бандажа на ободе колесного центра с последующим его проворотом по поверхности обода. <...> На железных дорогах Российской Федерации от 2 до 6 % всех эксплуатируемых бандажей выходят из строя из-за ослабления их посадки на ободе колесного центра [2]. <...> Это приводит к длительному простою локомотива на внеплановом ремонте, поскольку требует выкатки колесной пары из-под локомотива для перетяжки или замены бандажа [3]. <...> В настоящее время натяг бандажа на ободе колесного центра контролируется с помощью стандартных измерительных приспособлений (бандажного штанг енцирк ул я и бандажного нутромера) как разница диаметров посадочных поверхностей. <...> Данный способ позволяет осуществлять контроль натяга лишь у несформированной колесной пары. <...> В то же время величина натяга бандажа на ободе колесного центра не остается постоянной в процессе эксплуатации (из-за уменьшения толщины бандажа, фреттингкоррозии и т. д.) и нуждается в периодическом контроле [4]. <...> 100 Проблемы машиностроения и автоматизации, № 4 – 2012 Для решения указанных задач на кафедре «Электрическая тяга» Уральского государственного университета путей сообщения разработана методика определения величины натяга бандажа на ободе колесного центра после формирования колесной пары в эксплуатации. <...> Использовалась зависимость величины и формы ультразвуковых импульсов, отраженных <...>