ПРОГРЕССИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В МАШИНОСТРОЕНИИ THE ADVANCED TECHNOLOGIES IN MECHANICAL ENGINEERING УДК 621.91.01 © М.В. Жуплов, М.Г. Яковлев СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ АВТОМАТИЗАЦИИ ФИНИШНОЙ ОБРАБОТКИ ПЕРА ЛОПАТОК АВИАЦИОННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ Статья посвящена систематизации научно-технической информации по выбору инструмента, схем и условий резания при финишной обработке пера лопаток авиационных двигателей и анализу собранных данных с целью, определения путей автоматизации данного вида обработки. <...> Введение Трудоемкость изготовления газотурбинных двигателей во многом зависит от сложности изготовления самых массовых его деталей – лопаток компрессора. <...> Обработка заготовок серийно изготавливаемых лопаток имеет высокую трудоемкость из-за необходимости снятия большого припуска и обеспечения высоких требований по точности изготовляемых деталей с применением ручного труда, который в свою очередь составляет до 25% от общей трудоемкости изготовления лопаток. <...> Поэтому работы по механизации и автоматизации технологических процессов изготовления лопаток, в частности размерное шлифование и полирование, являются актуальными в газотурбинной промышленности. <...> Точность изготовления пера лопаток регламентируе т ся о т раслевым стандар том ОСТ 1.02571-86 «Лопатки компрессоров и турбин. <...> Допуски в зависимости от размера и назначения лопатки колеблются: на расположение пера относительно замка от 0,1 до 0,5 мм; на отклонение профиля пера 0,05–0,5 мм; по кромкам от 0,05 до 0,1 мм; на радиус перехода от пера к полке 0,5 мм; на полку 0,2–0,3 мм. <...> Учитывая существующие технологии и перспективные разработки можно выделить четыре основных вида технологий получения профиля пера лопаток, кромок, прихвостовой полки и ее сопряжения с пером (комлевые участки): 1) Фрезерование + размерное шлифование + полирование. <...> Фрезерная технология обработки пера лопатки Обработка пера лопатки на станках с ЧПУ производится с припуском на последующее шлифование 0,02–0,4 мм и шероховатостью <...>