ВЕ РНИСАЖ «З–С» Елена Генерозова Обгоняя время «Дождь, пар и скорость», Уильям Тёрнер, 1844 год, Национальная Галерея, Лондон (см. <...> III стр. обложки) никает и начинает свое развитие крупное художественное течение или крупный художник, обычно есть основания говорить о более-менее глобальных переменах в жизни общества. <...> Викторианская эпоха, одна из самых важных в истории Англии, ознаменовала собой именно такую смену парадигм. <...> Неожиданно вместо ленивой высокомерной аристократии тон начинает задавать средний класс, буржуазия, чья энергия, здравомыслие и бережливость быстро входит в моду не только в кругах аристократии, но и среди слоев более низких – рабочих, крестьян, мелких помещиков. <...> На первый план выходит человек-деятель, человек-покоритель природы, смелый первооткрыватель, ученый, делец. <...> Мне даже кажется, что все происКогда на историческом горизонте возПоявление новых идеалов не могло не сказаться и на живописи. <...> Если в XVIII веке ведущее место занимали разного толка портреты – групповые, семейные, парадные, – то в XIX веке входит в моду пейзаж. <...> С легкой руки Томаса Гейнсборо лирический пейзаж начинает завоевывать места на выставках, салонах и стенах богатых домов. <...> Но, на мой взгляд, два живописца стоят особняком в ряду многих других талантливых и значимых художников викторианской эпохи. <...> И если Констебл выявил как бы невидимую доселе правду жизни, ее яркую простоту и реализм, то у Тёрнера более всего проявились романтические ноты. <...> Прежде чем говорить об уникальности его творчества, надо подчеркнуть и уникальность его судьбы. <...> В отличие от множества гениев, сразу ходившее тогда – отсутствие крупных войн, промышленная революция, новые формы освоения мира, способы внедрения новых технологий, не исключая и новые формы искусства – и сформировало тот привлекательный образ «настоящего британца», путешественника, сыщика, исследователя, к которому мы бессознательно тянемся по сию пору и держим в уме в <...>