27–51 Харийс Туманс «ЛЬВЫ» И «ВОЛКИ» У ГОМЕРА: ЗАМЕТКИ К ЭПИЧЕСКОЙ «ТАБЕЛИ О РАНГАХ» Поэтический язык Гомера, как известно, уже давно и основательно изучен, и в том числе, давно разобраны по косточкам все художественные приемы эпического поэта, включая эпитеты, метафоры, сравнения и т. д. <...> Поэтому с давних пор в науке укоренилось мнение, что сравнения у Гомера, хотя и выполняют множество различных функций, но все же основной смысл их употребления состоит в достижении художественно-поэтических, а не смысловых задач; соответственно, они описываются и изучаются, как правило, именно с этой точки зрения2 . <...> Обычно нам и в голову не приходит видеть в гомеровских сравнениях какие-либо социальные смыслы. <...> Однако эпос, как уже не раз доказывалось, представляет собой слишком сложную и многогранную реальность, чтобы любой его существенный аспект можно было целиком и без остатка втиснуть в какую-либо простую формулу. <...> Журнал.indb 27 13.03.2012 0:04:12 28 АРИСТЕЙ IV (2011) ными, а поединков – со сценками из жизни зверей, не только придают повествованию художественную выразительность, но зачастую несут на себе и социальную нагрузку. <...> Основанием для такого суждения может служить определенная закономерность, проявляющаяся в подборе эпическим поэтом образов для сравнений. <...> Гомеровские сравнения, как это всегда непременно отмечается, выполняют прежде всего функцию художественной характеристики, т. е. поясняют действия и ситуации в мире людей через описание аналогичных явлений в мире природы. <...> Между тем, если учесть, что человеческая действительность неизбежно предполагает ту или иную форму социальности, то было бы странным, если бы гомеровские сравнения не учитывали этого обстоятельства. <...> Эпический поэт создает картину достоверности, и поэтому используемые им художественные средства по необходимости должны соответствовать объективной реальности5 , как она представляется ему и его слушателям. <...> Но, поскольку мировой порядок представлялся <...>