УДК 62.522 – 62.327 © В. И. Ивлев, С.Ю. Мисюрин АВТОНОМНЫЕ ПНЕВМАТИЧЕСКИЕ ПРИВОДЫ ДЛЯ ЛЕГКИХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ Проводится оценка энергетического потенциала пневматического источника питания и пневмомотора для автономных транспортных средств. <...> На основании детализированной математической модели пневмомотора выполнены расчеты процесса торможения с целью оценки эффективности рекуперации энергии для последующего разгона. <...> Существуют или разрабатываются другие, менее известные, энергосберегающие технологии для транспортных средств, например проект KERS [www.f lybridsystem.comyy ] – использование супермаховиков для рекуперации энергии торможения, гидравлических систем рекуперации [www.eaton.com] и пневматики, как в виде гибридных вариантов [www.mdi.com; www.scuderigroup.gp com], так и виде автономных устройств (с баллонами высокого давления), основанных на оригинальных конструкциях пневмомоторов, разработанных компаниями Engineair (Австралия) [1] и MDI (Франция). <...> Попытки создания пневматических транспортных средств объясняются рядом достоинств пневмопривода: способностью работать в сильно запыленной, влажной и радиационной средах, пожаро- взрывобезопасностью, выдерживать длительные перегрузки без перегрева, простоте конструкции и низкой стоимости. <...> Так гибридный двигатель – компрессор разрабатываемый американской фирмой Scuderi при участии Ford по массе не отличается от обычного мотора, а вспомогательная пневмоаппаратура с баллономвесит не более 30 кг, тогда как аккумулятор и электромотор весят намного больше и стоят существенно дороже. <...> Однако, в опубликованных материалах по автономному пневмотранспорту отсутствует детальный термодинамический анализ его работы и оценки энергетического потенциала. <...> Даже из самых общих соображений понятно, что пневматика не сможет стать альтернативой транспортным средствам с ДВС и электромобилям, т.к. потенциальная энергия сжатого воздуха при давлениях 30 – 40МПа в 25 – 30 раз меньше энергии <...>