УДК 62:9.122.004.621.434 РАЗВИТИЕ УСТАЛОСТНЫХ ТРЕЩИН В НИЗКОЛЕГИРОВАННОЙ СТАЛИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ КОНСТРУКЦИЙ Для определения закономерности роста усталостных трещин в области влияния перегрузок растяжения при переменных параметрах основной нагрузки (изменение коэффициента асимметрии, чередование высокого и низкого уровней) применён метод оценки эффективного коэффициента асимметрии циклов нагружения. <...> Параметры для проведения расчета определяются из результатов тестовых испытаний. <...> Проведено расчётное моделирование роста трещины в области влияния перегрузки. <...> Ключевые слова: усталостные трещины, влияние перегрузки, нерегулярное нагружение, эффективный коэффициент асимметрии, живучесть элементов конструкции. <...> Опыт эксплуатации тележек грузовых вагонов показывает [1], что значительная часть их ресурса определяется способностью несущими литыми деталями выдерживать эксплуатационные, нерегулярные по своей природе, нагрузки при развивающихся усталостных трещинах. <...> Поэтому важны достоверная оценка и расчетное моделирование закономерностей развития усталостных трещин при нерегулярном нагружении в литых низколегированных сталях. <...> Ключевое место в этом занимает задача оценки процесса роста усталостных трещин после возможных эксплуатационных выбросов растягивающей нагрузки (пер е г р у з ок) при пос л е д ующем основном нерегулярном нагружении более низкого уровня. <...> В настоящее время для оценки живучести наиболее ответственных элементов конструкций используются экспериментальные исследования при воспроизведении на испытательных стендах, типизированных для этой конструкции эксплуатационных блоков нагружения. <...> Для аппроксимации этих экспериментальных данных применяют ряд моделей, описывающих изменение скорости роста трещин в таких условиях [2–4]. <...> В настоящей работе приведены результаты расчетно-экспериментальных исследований по определению закономерностей развития усталостных трещин <...>