УДК 621.833 © И.А. Бедный, А.Н. Себякина МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ВЫНУЖДЕННЫХ КОЛЕБАНИЙ ПЛАНЕТАРНОГО РЕДУКТОРА С УПРУГИМ ЭПИЦИКЛОМ Предлагается методика математического моделирования статики и динамики планетарного редуктора судового типа, имеющего конструктивные элементы в виде упругих колец и систем таких колец. <...> Моделирование проводится с использованием метода конечных элементов и суперэлементов. <...> Ключевые слова: планетарный редуктор, эпицикл, элемент жесткости, конечный элемент, суперэлемент, матрица жесткости, преобразование координат. <...> В судовых силовых установках в качестве механизма, согласующего параметры высокооборотной паровой или газовой турбины с характеристиками движителя (гребного винта), часто применяют зубчатые редукторы планетарного типа. <...> Такой тип редуктора позволяет существенно снизить габариты и вес механизма по сравнению с зубчатыми передачами других типов и, таким образом, всей силовой установки [1]. <...> Вместе с тем, конструкция крупногабаритного планетарного редуктора по сравнению с конструкцией редуктора переборного типа, как правило, имеет в своем составе тонкостенные конструктивные элементы большого диаметра, такие как венцы зубчатых колес с внутренним зацеплением (эпициклы), детали в форме «барабанов», зубчатые муфты и др. <...> Нижняя граница спектра собственных частот таких конструктивных элементов может принимать значение порядка 30– 40 герц и ниже. <...> Таким образом, первые несколько значений собственных частот могут находиться в частотном диапазоне сил возбуждения колебаний редуктора и оказывать существенное влияние на его вибрационные характеристики. <...> В работе предлагается метод формирования математической модели пространственных вынужденных колебаний упругой системы, состоящей из двух венцов эпицикла и соединительной муфты (система из трех колец), и соединения ее с моделью остальной части редуктора с использованием метода динамических жесткостей <...>