УДК 621.9 © Б.Я. Мокрицкий, В.В. Алтухова, П.А. Саблин ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СТРУЖКООБРАЗОВАНИЯ ПРИ КОЛЁСОТОКАРНОЙ ОБРАБОТКЕ Рассмотрены вопросы стружкодробления при обработке токарными тангенциальными режущими пластинами бывших в эксплуатации колёс грузовых железнодорожных вагонов. <...> Оценена эффективность стружкодробления при использовании режущих пластин разных производителей. <...> ВВЕДЕНИЕ Обработку рабочего профиля колёс грузовых вагонов относят к тяжёлым видам обработки изза того, что приходится удалять значительный по глубине слой материала, получивший эксплуатационные дефекты. <...> Для этого применяются колёсотокарные станки мощностью более 40 кВт, специа л ьной конфиг у рации т ангенциа л ьные твёрдосплавные многогранные режущие сменные пластины, обработка вёдётся с глубиной резания 5-15 мм. <...> Геометрия рабочего профиля колеса, вид эксплуатационных дефектов, режим резания не позволяют осуществлять эффективное стружкодробление обрабатываемого материала на всех участках рабочего профиля колеса. <...> Это приводит к образованию стружки сливной формы. <...> Такая стружка не только травмоопасна, при таких глубинах резания стружка формируется в виде длинных жёстких отрезков, которые исключают автоматизацию уборки станка, неблагоприятны при транспортировке стружки, они наносят непоправимые повреждения рабочим органам станка, инструменту, обработанной поверхности колеса. <...> Такая форма стружки не эффективна, необходимо добиваться получения стружки одноэлементной или многоэлементной формы. <...> Для этого приходится управлять скоростью резания или величиной подачи. <...> Примеры стружкообразования при колёсотокарной обработке с малой (5мм и менее) глубиной резания: а – вид на зону резания (видны дроблённая, суставчатая и фрагменты сливной стружки); б – одноэлементная (слева на право) стружка, двухэлементная, суставчатая прямая и суставчатая с винтовой деформацией стружка; в – пример сливной стружки, образованной <...>