Иван Конюхов СТАЛЬНОЙ «ХОБОТ» роблема создания воздухозаборников — ровесница реактивной авиации как таковой. <...> И даже старше, поскольку поршневому мотору тоже требуется воздух для рабочего процесса и охлаждения. <...> Но воздушно-реактивным двигателям (ВРД) нужен не только сам воздух, но и заключенная в нем энергия, которая не должна тратиться попусту, тем более находить выход в пульсациях и завихрениях. <...> Это потребовало принципиально нового уровня проработки воздухозаборных устройств (ВЗУ); при создании нынешних самолетов и ракет их проектирование вышло на одну из первых ролей, а перспективные гиперзвуковые аппараты и вовсе строятся вокруг них. <...> В данной статье будут рассмотрены некоторые особенности воздухозаборников дозвуковых летательных аппаратов (ЛА) с турбореактивными двигателями (ТРД). <...> СУДЬБОНОСНАЯ «СИГМА» Воздухозаборник предназначен для питания двигателя равномерным, подторможенным и поджатым потоком. <...> Мероприятия по обеспечению равномерности, т. е. сведение к минимуму всяческих пульсаций, возмущений и завихрений воздушной струи, начинаются уже с выбора места расположения входного устройства. <...> Если в двигатель попадет, например, спутный след из-за крыла, вряд ли он «отблагодарит» нас за это надежной и эффективной работой. <...> Особенно интересна в данном аспекте проблема пограничного слоя — образующейся при трении потока о любые поверхности летательного аппарата (фюзеляж, крылья и сам канал ВЗУ) тонкой прослойки воздуха с повышенной энтропией. <...> Скорость 38 движения воздуха1 в пограничном слое меняется от нуля у стенки почти до скорости набегающего потока у внешней границы слоя. <...> Толщина его постепенно увеличивается от начала препятствия, поэтому в относительно коротких каналах ВЗУ он пренебрежимо тонок, а на поверхности хвостовой части фюзеляжа его толщина может достигать десятков сантиметров. <...> Если мы засосем такой толстый слой заторможенного потока в двигатель, его характеристики <...>