УДК 316.334:61 ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА И СОВРЕМЕННОСТЬ: ПЕРСПЕКТИВЫ КОМПЛЕКСНОГО ПОДХОДА Е.Н. <...> Песоцкая, О.Н. Ефремова, Е.Н. Ивлиева, Ю.А. Скопина, М.В. Есина ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарева» г. Саранск, Россия Аннотация. <...> Их философское рассмотрение требует целостного анализа важных констант здоровья — физической, психической и нравственной, а также систематизации всех факторов, влияющих на него. <...> Особенность представленного подхода к здоровью — формирование исходных методологических требований к комплексной оценке здоровья и дееспособности человека, дифференцированный подход к ней с учетом особенностей личности. <...> Предложены возможности их совмещения и дополнения на основе принципа многоуровневости оценочных параметров. <...> Ключевые слова: уровень здоровья, социальная оценка, оценочный процесс, мировоззренческий подход к здоровью, комплексный подход к оценке, системный подход, принцип многоуровневости оценочных параметров. <...> Ценности современного социума возникают в результате социального оценивания. <...> Понятия «оценки» (или «оценочного отношения») и «оценивания» («оценочного процесса») в социальной практике существуют и функционируют как совершенно различные по своему значению. <...> Оценка, или оценочное отношение по существу означает степень полезности процесса или феномена, выраженную посредством сравнительного соотнесения его свойств с оценочным эквивалентом. <...> Это вопрос использования особых критериев оценки процесса деятельности в образовательном процессе, в процессе оценки здоровья в социально-медицинской практике и т.п. <...> Оценивание в широком понимании включает пять этапов: 1) формирование оснований сравнения (эталонов, критериев) для оцениваемых объектов; 2) выбор способов сравнения (шкал); 3) набор основных первичных показателей; 4) соотнесение показателей с эталонами по выбранным шкалам; 5) выбор <...>