Фирстова, доцент ПГУТИ; fi rstova@mail.ru Ключевые слова: качество обслуживания (QoS), метод анализа иерархий, доступность сети мобильной связи. <...> 800 Международного союза электросвязи – МСЭ-Т (ITU-T Recommendation E. <...> 800), качество обслуживания (QoS – Quality of Service) представляет собой совокупность характеристик сервиса, имеющих отношение к возможности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности пользователя [1]. <...> Сегодня базовый уровень европейской системы управления обеспечивается стандартами Европейского института стандартизации электросвязи (ETSI – European Telecommunications Standards Institute). <...> В соответствии с требованиями МСЭ-Т и ETSI, параметры качества сервиса должны достаточно просто оцениваться, как аналитическими экспертизами качества, так и статистическим мониторингом, быть удобными для аудита, иметь стандарты для сравнения [2]. <...> Основой принципов оценки QoS являются требования к ним пользователя. <...> Зачастую требования формулируются в виде морфологической модели с использованием формализованного описания, не имеющего количественных характеристик. <...> Документ ETSI ETR 003 определяет модель оценки параметров качества услуг связи, основанную на «матрице качества», которая в настоящее время имеет размер 11x7. <...> Модель ETSI, используемая европейскими операторами для определения параметров качества в сетях мобильной связи, показана на рис. <...> В рамках этих подходов оцениваются уровни качества, которые: • описывают ожидания пользователя (QoSR); • предлагаются (декларируются) поставщиком услуг (QoSO); • реально обеспечиваются поставщиком услуг (QoSD); • воспринимаются пользователем (QoSE). <...> На уровне пользовательских требований (QoSR) описываются показатели, служащие ориентирами для формирования целей провайдера и оператора в области качества, и определяются ключевые исполняемые индикаторы (KPI – Key Performance Indicators) [2] качества доступа к обслуживанию сетью. <...> На уровне взаимодействия поставщика услуг с сетью оцениваются KPI сервиса, реально предоставляемого <...>