Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 645695)
Контекстум

Статьи для Литературной энциклопедии

0   0
Первый авторДживелегов Алексей Карпович
Издательство[Б.и.]
Страниц24
ID4285
АннотацияАретино. Ариосто. Бокаччо. Гольдони. Гоцци. Данте Алигиери. Ренессанс. Тассо Торквато.
Кому рекомендованоИтальянское Возрождение
Дживелегов, А.К. Статьи для Литературной энциклопедии : Статья / А.К. Дживелегов .— : [Б.и.], 1939 .— 24 с. — Критика .— URL: https://rucont.ru/efd/4285 (дата обращения: 17.07.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Алексей Карпович Дживелегов Статьи для Литературной энциклопедии Оригинал находится здесь: Фундаментальная электронная энциклопедия. <...> Венецианский период в жизни А. -время католической и феодальной реакции в Италии. <...> Торговля и промышленность пришли в упадок, буржуазия постепенно стала терять свое значение. <...> Только из Венеции итальянская буржуазия могла отстаивать свои позиции и пытаться завоевывать новые. <...> Он служит у кардинала Ипполито д'Эсте, затем у феррарского герцога Альфонсо. <...> Последние годы он делил время между своими овощами и поэмой "Неистовый Роланд" (Orlando furioso), которой он занимался 25 лет [1507-1532]. <...> В XII и XIII веках отдельные эпизоды этого цикла пелись сказителями северной Италии; в XIV в. они исполнялись жонглерами в тосканских городах; при Лоренцо Медичи Пульчи написал на этот сюжет своего "Морганте", а в 1486 Боярдо в Ферраре написал "Влюбленного Роланда". <...> Между ее окончательной редакцией и поэмой Боярдо прошло почти 50 лет. <...> Еще через 50 лет Феррара получила свою третью рыцарскую поэму -- "Освобожденный Иерусалим" [1581] Тассо (см.) <...> Рыцарство, которое давно умерло за Альпами, о котором забыли во всех остальных государствах Италии, в Ферраре было живым бытом. <...> Разумеется рыцарский быт Феррары XVI в. в очень многом отличался от рыцарского быта феодальной эпохи и чем дальше, тем больше пропитывался институтами и чертами торгово-капиталистической эпохи (казенные торговые монополии и пр.), но внешне держался очень стойко. <...> Литература, стремившаяся удовлетворить вкусам наиболее влиятельной общественной группы, придворно-аристократической, естественно шла навстречу этим вкусам. <...> Так делал Боярдо, так сделал А., который продолжал поэму своего предшественника и перенес к себе его главных героев. <...> В поэме нет ни одного внесенного самим Ариосто эпизода: все заимствовано в романтическом цикле, у классиков (Вергилий <...>
Статьи_для_Литературной_энциклопедии.pdf
Алексей Карпович Дживелегов Статьи для Литературной энциклопедии Оригинал находится здесь: Фундаментальная электронная энциклопедия. Составитель: В. Г. Есаулов, сентябрь 2006 г. СОДЕРЖАНИЕ: 1. Аретино; 2. Ариосто; 3. Бокаччо; 4. Гольдони; 5. Гоцци; 6. Данте Алигиери; 7. Ренессанс; 8. Тассо Торквато Приложение: Справка об А. К. Дживелегове. АРЕТИНО АРЕТИНО Пьетро [Pietro Aretino, 1492-1556] -- итальянский писатель. Р. в тосканском городке Ареццо, сын бедного сапожника, юные годы провел в Перуджии, где пробовал учиться живописи, потом попал в Рим. Здесь началась его бурная карьера в доме самого богатого из римских банкиров, Агостино Киджи. Незадолго до смерти Льва X А. проник в Ватикан и обратил на себя внимание папы. К этому времени он успел уже прославиться как автор целого ряда остроумных и злых пасквинат, высмеивавших то одного, то другого из папских придворных. После смерти Киджи и Льва X А. должен был бежать из Рима, потому что новый папа Адриан VI, больно задетый его стишками в дни конклава, хотел расправиться с ним по-серьезному. Год спустя, когда Адриана VI сменил Климент VII [1523], А. вернулся в Рим, надеясь на покровительство нового папы. Но он ошибся. Впутавшись неосторожно в придворные интриги, он получил несколько ударов кинжалом и, не встретив со стороны папы готовности вступиться за него, снова покинул Рим. Через некоторое время, в 1527, он поселился в Венеции. Здесь началась жизнь, не похожая на ту, которую вел А. до сих пор. Слава его росла, со славою пришло богатство, и до конца своей жизни А. жил в кругу друзей (Тициан, Якопо Сансовино), окруженный учениками, почитателями, прихлебателями, любовницами, -- как настоящий вельможа. В Венеции А. и умер. А. был первым из крупных европейских писателей, который создал себе положение исключительно благодаря литературному таланту и литературной ловкости. Его богатство создалось из его литературных гонораров, хотя эти гонорары иногда были несколько особенного свойства. До А. писатель мог существовать только при дворе какого-нибудь мелкого государя или вельможи. Его литературная деятельность должна была быть прославлением его покровителя. А. отверг покровителей, ушел от дворов, презрел меценатов, стал свободным публицистом. Именно в публицистике А. -- его главное литературное значение. А. был очень плодовитым писателем. Он писал в стихах и прозе: героические поэмы, комедии, одну трагедию, лирические стихотворения всех видов, жития святых, диалоги всех видов, в том числе откровенно порнографические, giudizii, или сатирические предсказания и особенно письма. То и другое -- сгусток блестящих памфлетов, коротеньких, но сильных, т. е. настоящая публицистика. По силе влияния на общество, по общественному значению письма и giudizii А. уже являются крупным общественным фактором не только итальянской, но и европейской жизни. Они знаменуют определенный этап в эволюции социальных отношений. Венецианский период в жизни А. -время католической и феодальной реакции в Италии. Свободная мысль была раздавлена. Торговля и промышленность пришли в упадок, буржуазия постепенно стала терять свое значение. Венеция была
Стр.1