№ 4 В ПОМОЩЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ УДК 316.7 КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО МИФА © 2011 г. Н.С. Пичко Усинский филиал Ухтинского государственного технического университета, ул. <...> Нефтяников, 33, г. Усинск, 169710, admin@usinskvuz.ru Usinsk Branch of Ukhta State Technical University, Neftyaniky St., 33, Usinsk, 169710, admin@usinskvuz.ru Осмысливается философия А.Ф. Лосева через язык музыкальной культуры. <...> Анализируются его труды по философии музыки, описывающие жизненные силы музыкального искусства, что даёт возможность лучше понять философа как художника звука и слова. <...> Сам способ философствования А.Ф. Лосева, оказавшийся столь непохожим на традиционные образцы музыкальной критики и публицистики, воплощает в себе характерные особенности русского стиля мышления об абсолюте, о жизненных ценностях, о призвании человека. <...> Поиск «торжествующих созвучий», открытие тайного смысла подлинных духовных устремлений человека к гармонии и красоте и есть тема первых работ А.Ф. Лосева по философии музыки, которые представляют, кроме всего прочего, и благодатный материал для исследования связей А.Ф. Лосева с символизмом. <...> Первые музыкально-философские работы Лосева, написанные в 1916 – 1919 гг., посвящены таким корифеям позднего романтизма, как Вагнер («Философские комментарии к драме Рихарда Вагнера») и Скрябин («Мировоззрение Скрябина») [1]. <...> Лосев пишет также замечательные очерки общего музыкальноэстетического характера («О музыкальном ощущении любви и природы», «Два мироощущения», «Очерк о музыке»). <...> Эти работы впрямую подготавливают шедевр Лосева из первого его Восьмикнижия: «Музыка как предмет логики» [2] (более точное название – «Феноменология абсолютной, или чистой музыки с точки зрения абстрактно-логического знания»). <...> Описывая феномен музыки, Лосев утверждает: «Итак, чистое музыкальное бытие есть 1) вне-пространственное бытие; 2) за пределами пространства оно продолжает избегать всякого оформления и есть бытие хаотическое и бесформенное; 3) оно есть последняя слитность <...>