№ 4 УДК 94(470.61) – 058.6 УЧАСТИЕ ВОЕННОПЛЕННЫХ ГЕРМАНИИ И АВСТРО-ВЕНГРИИ В МОДЕРНИЗАЦИИ РЕЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ НИЖНЕГО ДОНА (1914 – 1918 ГОДЫ) © 2011 г. С.В. Лямзаев Новочеркасская государственная мелиоративная академия, ул. <...> Пушкинская, 111, г. Новочеркасск, 346428, rekngma@magnet.r Novocherkassk State Reclamation Academy, Pushkinskaya St., 111, Novocherkassk, 346428, rekngma@magnet.r Рассматривается один из эпизодов истории Первой мировой войны, в частности, правительственная деятельность по модернизации внутренних водных путей сообщения, которая коснулась и Нижнего Дона. <...> Раскрываются особенности пребывания военнопленных на строительстве гидросооружений (шлюзов и плотин), численность, национальный состав, их трудоустройство и организация труда, проблемы материального и бытового обеспечения. <...> Отдельным объектом модернизации в Области войска Донского стали речные пути сообщения. <...> Обеспечение потребностей навигации традиционными способами предполагало аккумулирование средств судовладельцев и пароходств и дальнейшее их освоение в рамках отдельных мероприятий на участках затруднения (но далеко не на всех). <...> Модернизация рек Области войска Донского осуществлялась на совершенно иных основаниях: с привлечением казенного финансирования возводилась речная инфраструктура (шлюзы, плотины, спрямления, берегоукрепления и т.п.), не требовавшая капитальных вложений местных организаций, что содействовало местной промышленности и предпринимательству, снижая расходы на доставку товаров, расширяя возможности для сбыта. <...> Чрезвычайное положение, хотя и не отменило общего плана работ, тем не менее прямо сказалось на ходе строительных операций, породив некоторые особенности процесса. <...> В предшествующее мирное время начальник Управления работ по шлюзованию реки Дон Л.В. <...> Он отмечал, что в Донской области «местное население вообще неохотно идет на трудную работу, а если урожай хорош, то и не идет совсем…» С началом же поголовной мобилизации эта проблема становилась краеугольной <...>