Наталья Громова
Леонид Дубшан
Бедная Лиза
Фотография женщины: Мария Башкирцева. <...> В вещах погибшей обнаружили связку тетрадей -- дневник последних лет. <...> Из дневника её видно,
что она в декабре писала о самоубийстве", -- сообщала младшая Лизина сестра в письме домой, в Россию. <...> Старшая из всех, Лиза родилась в 1874-м, 15-го августа по старому стилю (27-го по новому). <...> Дневник, писавшийся 16 с лишним лет, она начала вести в одиннадцать, когда отец был ещё жив и тяжко
страдал:
"Он был четыре года душевнобольным, -- вспоминает она в одну из годовщин его смерти (запись
от 12 января 1894 года). <...> Зато матери -- боялась и, чем дальше, тем сильней чувствовала от неё отторжение: из дневников
встаёт образ женщины склонной к истерике, эгоистичной и подозрительной. <...> ***
Три тома дневников Дьяконовой вышли в 1904--1905 годах, потом появились ещё три издания,
самое полное -- в 1912-м. <...> в газете "Новости", -- скоро найдёт себе достойного оценщика, который поставит его, как
литературное произведение, рядом с другим "Дневником русской женщины" -- дневником Марии
Башкирцевой". <...> Покойная Елизавета Дьяконова задалась тою же целью, что и Мария
Башкирцева, написать "дневник", который послужил бы "фотографиею женщины", -- отмечал в
"Петербургской газете" некто под псевдонимом Одиссей, -- но у Башкирцевой получились негативы,
несколько драматизированных, театральных поз, тогда как Дьяконова верна правде и реальна до
последнего штриха". <...> Ещё до завершения первого издания, в 1904-м, он
выступил на страницах "Нового времени" с горячим призывом: "Прочитайте два тома интереснейшего
"Дневника" г-жи Дьяконовой! <...> Во-первых, до чего всё это русское, "Русью пахнет", если сравнить этот
непритязательный "Дневник" с гениально-порочным "Дневником" полуфранцуженки Башкирцевой. <...> А двенадцать лет спустя, после того, как вышло уже четвёртое издание дьяконовского
"Дневника", Розанов обозначил своё пристрастие к нему ещё отчетливей, заявив <...>
Н._Громова,_Л._Дубшан._Бедная_Лиза.pdf
Наталья Громова
Леонид Дубшан
Бедная Лиза
Фотография женщины: Мария Башкирцева. Дневник.
Елизавета Дьяконова. Дневник.
СПб: Кирцидели, 2005.
OCR Ловецкая Т.Ю.
Летом 1902 года, 10 августа, в австрийских Альпах пропала двадцатисемилетняя Елизавета
Дьяконова: утром сказала родным, что идёт гулять в горы, вышла из отеля -- и не вернулась ни к вечеру,
ни потом.
Тело было найдено спустя почти месяц -- на маленькой площадке между двумя водопадами, у
самого края обрыва.
В вещах погибшей обнаружили связку тетрадей -- дневник последних лет. "Из дневника её видно,
что она в декабре писала о самоубийстве", -- сообщала младшая Лизина сестра в письме домой, в Россию.
Версия самоубийства стала главной, но была и ещё одна. После того, как Лизу отвезли на родину и
похоронили, дневниками занялся её младший брат Александр, спустя два года их опубликовавший. В
предисловии к ним он решительно отвергает предположение о суициде, называя происшедшее
несчастным случаем, -- он спорит с семьёй, как привык с ней спорить всегда.
***
Издавна жившая в Нерехте Костромской губернии, уходившая корнями в XVII век, семья была
промышленной и торговой. Занимались Дьяконовы выделкой и продажей ручного холста, называемого
"новинкой". Жили в достатке, но домашняя обстановка в годы Лизиного детства была тяжёлой -- отец её
долго болел и в 1887 году умер. Во главе семьи стала мать, Александра Егоровна. В молодости красавица,
из богатого купеческого рода Горшковых, она со смертью мужа была вынуждена взять управление делами
в свои руки; лежало на ней и воспитание пятерых детей -- Лизы, Вали, Володи, Нади, Саши.
Старшая из всех, Лиза родилась в 1874-м, 15-го августа по старому стилю (27-го по новому).
Дневник, писавшийся 16 с лишним лет, она начала вести в одиннадцать, когда отец был ещё жив и тяжко
страдал:
"Он был четыре года душевнобольным, -- вспоминает она в одну из годовщин его смерти (запись
от 12 января 1894 года). -- Ясно помню, что в это время он ходил по дому, не узнавая уже никого из
окружавших... Но папа продолжал любить нас: я его не боялась даже в самые ужасные моменты его
буйных припадков и неистовых метаний".
Зато матери -- боялась и, чем дальше, тем сильней чувствовала от неё отторжение: из дневников
встаёт образ женщины склонной к истерике, эгоистичной и подозрительной.
Дневники сестры А. Дьяконов публиковал без опасений по поводу репутации домашних, не
вычёркивая невыгодные свидетельства даже и о самом себе. Режиссёр и актёр (выступавший на сцене под
красноречивым псевдонимом Ставрогин), сотрудник В. Комиссаржевской, приятель и корреспондент Ю.
Балтрушайтиса, знакомец В. Мейерхольда, он мыслил себя человеком новой морали. Предпринятая им
издательская акция -- это был скорый и прямой вызов семье, её укладу, "старинной мозаике Домостроя",
по изысканному его выражению.
***
Три тома дневников Дьяконовой вышли в 1904--1905 годах, потом появились ещё три издания,
самое полное -- в 1912-м. Было немало откликов, весьма благожелательных.
"Не часто приходится иметь дело с таким законченным "человеческим документом", с такою
свободной и прямой исповедью молодой души <...>, -- писал А.Г. в "Сыне Отечества", -- правды много в
дневнике этой бедной русской девушки, столь одарённой от природы, столь жадной к жизненным
впечатлениям <...>. Одним Дьяконова покажется чудачкой и исключением, другим -- оригинальничающей
бесцветностью; о её личном характере возможны споры, едва ли нужные. Но её типичность вне спора. И
когда будущему историку понадобится документ для определения настроений русской девушки на грани
Стр.1