188–205 М.В. Шумилин ПОЛИФЕМ И «ОСЛЕПЛЕННЫЕ БЕЗУМИЕМ» В «ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЕ» ЛУКАНА В замечательной статье 2000 г. Мэтью Ли1 , сопоставив описания змеи дипсады («жаждянки») и действия ее вызывающего жажду яда в IX книге «Гражданской войны» Лукана с лукиановским сочинением «О дипсадах», указал, что в обоих текстах содержится отсылка одновременно к образу вечно жаждущего Тантала и к его аллегорической трактовке как изображения алчного человека, который никогда не сможет насытиться (ср. особенно Luc. <...> Можно найти и другие похожие «намеки» в тексте Лукана: например, в V книге Цезарь, чудесным образом избежав смерти на утлой лодчонке во время шторма в Адриатическом море, fortunam… suam tacta tellure recepit, «прикоснувшись к земле, вновь обрел власть над своей фортуной» (Luc. <...> 677) – формулировка, заставляющая вспомнить об образе Антея2 ; во фразе Помпея praecipites aderunt casus: properante ruina / summa cadunt «Все обрушится с головокружительной быстротой: самое высокое крушится ускоряющимся об1 Leigh 2000. <...> 2 Сюжеты с участием Геракла были одним из любимых объектов древней аллегорезы: см. <...> Сын Земли Антей, набиравшийся сил от прикосновения к ней, аллегорически трактуется как «противостоящее» (ἀντίον) человеку желание, которое чем больше удовлетворяешь, тем оно становится сильнее, например, у Фульгенция (Fulg. <...> 4 – Фульгенций, правда, говорит только о сексуальном желании, и такая трактовка хуже подходит к лукановскому Цезарю, но возможно, что Лукан имел дело с каким-то вариантом этой трактовки, говорящем о желании вообще или желании власти). <...> Миф об Антее прямо излагается Луканом в IV книге; Lowe 2010 видит намек на образ Цезаря и в том прямом рассказе об Антее. <...> Такие места особенно интересны, если учесть, что собственно надежных вербальных отсылок к конкретным местам греческих поэтических текстов (отсылок, привычных, например, для Вергилия, Овидия или Стация) у Лукана удается найти на удивление мало (в отличие от отсылок к латинской поэтической традиции)4 питься за одну <...>