157–187 А.В. Подосинов СВЕДЕНИЯ ДИОНА ХРИСОСТОМА О ВАРВАРИЗАЦИИ ОЛЬВИИ В I В. <...> Поэтому часто оказывается невозможным соотносить реалии, описываемые, скажем, Плинием Старшим в конце I в. н. э., с реалиями археологического свойства его же времени, поскольку сведения Плиния восходят иногда к догеродотовым источникам, т. е. датируются 5–6 веками ранее2 Тем интереснее для нас свидетельства тех немногих очевидцев, которые . не только сами побывали в Причерноморье, но и запечатлели свои наблюдения в письменной форме. <...> Настоящая статья развивает положения, которые были в краткой форме изложены в: Подосинов 1979: 19–32 и Подосинов 2005: 9–16. <...> Журнал_6.indb 157 05.02.2013 22:00:08 158 АРИСТЕЙ VI (2012) описывают реальную действительность, и эти описания можно впрямую сопрягать с данными археологии и эпиграфики. <...> Таких очевидцев на всю античную греко-римскую литературу на протяжении 12–13 вв. ее существования насчитывается всего, может быть, четверо – это греческий историк Геродот, который в V в. до н.э, посетил, по-видимому, Ольвию, затем римский поэт Овидий, который был сослан в начале I в. н. э. в западнопонтийский город Томы, греческий ритор и философ Дион Хрисостом, побывавший в той же Ольвии в конце I в. н. э., и, наконец, римский политический деятель и писатель Арриан, который, будучи правителем Каппадокии, совершил инспекционную поездку вдоль берегов Понта от Трапезунта до Диоскуриады (совр. <...> На примере «Скифского логоса» Геродота и его интерпретации хорошо видно, насколько могут расходиться рассказы очевидца (или передатчика сведений местного населения) и археологические реалии3 ние Геродота в Ольвии ставится иногда под сомнение4 . <...> Понтийские элегии Овидия также лишь с трудом позволяют сквозь поэтические декорации места обитания поэта увидеть реалии местной жизни5 . <...> . Картина полностью варваризованного греческого города настолько противоречит археологическим и эпиграфическим данным этого периода, что, как и в случае с Геродотом, недавно <...>