Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Аристей : Классическая филология и античная история  / №2 2012

ЗАМЕТКИ О МАРАФОНСКОЙ МИФОЛОГИИ (100,00 руб.)

0   0
Первый авторРабинович
Страниц30
ID425243
АннотацияПо имеющемуся уже у Геродота свидетельству, афиняне были уверены, что при Марафоне им помог аркадский Пан, а чем помог – этого никто из древних авторов не сообщает. Также от Геродота известно, что вскоре после Марафонской победы Мильтиад отправился в (неудачную) экспедицию на Парос – якобы за деньгами, но в позднем свидетельстве Непота цели похода представлены как завоевательные, так что и этот эпизод остается не вполне однозначным. В середине XIX в. оба рассказа преобразуются в мифы, рожденные в академических кругах, но затем прошедшие цензуру общего мнения и принятые широкой публикой, так как именно эти мифы предлагала справочная и популярная литература. В своей главной повествовательной перипетии оба мифа опираются на биографию Мильтиада Непота, который был школьным автором и в этом качестве не мог не влиять на мифотворческое сознание. В наше время миф о внушенной Паном панике по-прежнему широко распространен, а миф о глобальных стратегических планах Мильтиада постепенно сдает позиции – но лишь потому, что Мильтиада мало помнят.
Рабинович, Е.Г. ЗАМЕТКИ О МАРАФОНСКОЙ МИФОЛОГИИ / Е.Г. Рабинович // Аристей : Классическая филология и античная история .— 2012 .— №2 .— С. 91-120 .— URL: https://rucont.ru/efd/425243 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

91–120 Е.Г. Рабинович ЗАМЕТКИ О МАРАФОНСКОЙ МИФОЛОГИИ Марафонская битва, юбилей которой недавно отпразднован, имеет в европейской истории особое значение – недаром сам Джон Стюарт Милль писал, что для британцев она важнее битвы при Гастингсе. <...> Тем не менее, как было замечено уже в 1920 г., в специально посвященном Марафону выпуске Journal of Hellenic Studies, «Марафон, едва ли не самая важная из битв классической древности, описана особенно бессвязно»1 , – досада не вовсе безосновательная, хотя не всякий, как некогда Дельбрюк, решится, не слишком оглядываясь на Геродота, чуть ли не переписать заново весь ход знаменитой баталии. <...> Однако не только многие фактические детали сражения (число воинов, наличие у персов 1 Casson 1920: 43. <...> Журнал_6.indb 91 05.02.2013 21:59:59 92 АРИСТЕЙ VI (2012) конницы, знаменитая атака, etc.) с поводом или без повода остаются для современных ученых спорными, но даже у древнеклассических авторов связанные с Марафонской битвой легенды переданы не слишком внятно – так, Геродот сообщает о помощи афинянам Пана, однако не говорит, чем именно он помог, а Ксенофонт точно так же не говорит, чем помогла афинянам Артемида Бравронская. <...> Известно, что выдающиеся события почти всегда запускают мифотворческий процесс, который длится, пока событие сохраняется в памяти культуры, а иногда и дольше. <...> При этом как для мифотворчества вообще, так (и тем более) для мифотворчества исторического, сверхъестественный компонент необязателен, и восхваляемая Аристофаном отроческая чистота будущих марафономахов (Nub. <...> Выдающиеся события запускают мифотворческий процесс, в частности, потому, что миф – самый традиционный и самый простой способ осмысления прошлого, почти всегда недостаточно известного и недостаточно понятного. <...> Точно таким же способом приобретают авторитетность и исторические мифы, но они, даже в древности, куда чаще претендуют на правдивость, а при верховенстве науки, то есть по меньшей мере последние лет полтораста, мифологический <...>