Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.
Аристей : Классическая филология и античная история  / №1 2014

Рецензия на книгу: Sophie Van der Meeren. Exhortation à la philosophie: le dossier grec, Aristote (Collection Fragments, 11). Paris: Les Belles Lettres, 2011. xxxii, 279 p. ISBN 978-2-251-74210-6. (100,00 руб.)

0   0
Первый авторАлиева
Страниц5
ID423713
АннотацияСофи Ван дер Мерен (Université Rennes 2; Institut d’Études Augustiniennes) – автор многочисленных публикаций о жанре увещания, или протрептика, как в античной (Ямвлих, Цицерон и др.), так и в раннехристианской (Боэций, Августин) литературе. Рецензируемая книга посвящена «Протрептику» Аристотеля, а точнее, тем главам «Протрептика» Ямвлиха, источником которых, как в
Алиева, О.В. Рецензия на книгу: Sophie Van der Meeren. Exhortation à la philosophie: le dossier grec, Aristote (Collection Fragments, 11). Paris: Les Belles Lettres, 2011. xxxii, 279 p. ISBN 978-2-251-74210-6. / О.В. Алиева // Аристей : Классическая филология и античная история .— 2014 .— №1 .— С. 278-282 .— URL: https://rucont.ru/efd/423713 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

278–282 КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ Рецензия на книгу: Sophie Van der Meeren. <...> Exhortation à la philosophie: le dossier grec, Aristote (Collection Fragments, 11). <...> Софи Ван дер Мерен (Universitй Rennes 2; Institut d’Йtudes Augustiniennes) – автор многочисленных публикаций о жанре увещания, или протрептика, как в античной (Ямвлих, Цицерон и др.), так и в раннехристианской (Боэций, Августин) литературе. <...> Рецензируемая книга посвящена «Протрептику» Аристотеля, а точнее, тем главам «Протрептика» Ямвлиха, источником которых, как в 1869 г. предположил Байуотер, является это утраченное сочинение Аристотеля. <...> Издание открывается общетеоретической главой «La nйcessitй de philosopher» (с. xi-xxxii), в которой исследователь выделяет три главные функции протрептического дискурса. <...> Протрептик может обращать к новому образу жизни, представляя цель философии как цель человеческой жизни (conversion). <...> Протрептик может утверждать научный и социальный статус философии, выделяя ее в числе других наук и занятий (propagande). <...> Наконец, протрептик может выполнять исагогическую функцию, то есть вводить в круг философских проблем и тем (introduction). <...> В его Διαίρεσις ἠθικοῦ τόπου читаем: «Как у врача первая задача (а) убедить больного лечиться, а вторая (б) – лишить силы рассуждения противников, так и у философа [этому посвящен первый раздел философии]. <...> Обе задачи связаны с произнесением увещательной речи, потому что речь, побуждающая к добродетели, есть увещание. <...> Увещание, во-первых, (а) демонстрирует великую пользу добродетели; во-вторых, (б) обличает тех, кто опровергает и порицает добродетель или каким иным способом проявляет злонравие по отношению к философии» (Stob. <...> Комментируя этот пассаж, Ван дер Мерен отмечает, что протрептик служит введением в философию (place introductive), но помимо этого в нем обнаруживаются еще два взаимосвязанных пласта: (a) обращенная к «больному» демонстрация ценности и пользы философии (conversion); (б) обращенная к внешней аудитории похвала искусству и образу жизни (propagande) (с. xxii). <...> Аристей_9.indb 278 08.06.2014 17:21:19 КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ <...>