Кузьма Тарасов
Канадские духоборы как миротворцы
Date: 1-6 июля 2009
Изд: "Долгий путь российского пацифизма",М., ИВИ РАН, 1997.
OCR: Адаменко Виталий (adamenko77@gmail.com)
REM: Публикуется в проекте "Классика" (http://az.lib.ru/d/duhobory/) с разрешения автора
КАНАДСКИЕ ДУХОБОРЫ КАК МИРОТВОРЦЫ
Кузьма Тарасов
Семь тысяч пятьсот русских духоборов, эмигрировавших в Канаду в начале 1899 г., перенесли в
Северную Америку свои радикальные традиции. Их философия и образ жизни, как и у квакеров,
основывались на убеждении, что дух Божий пребывает в каждом человеке -- т. е. на вере, что внутренний
голос направляет действия личности. Этот голос, как они говорили, преобладал в историческом Иисусе и
продолжает преобладать в людях, живущих сегодня. И поскольку все мужчины и женщины являются
сосудами с божественным содержимым, люди эти считали неприемлемым убивать других людей, даже во
время войны; отсюда проистекает пацифизм, одна из наиболее характерных и широко распространенных
черт духоборов1.
Духоборы поселились в Западной Канаде и сегодня насчитывают 30000 членов. Другие 500
человек живут в Калифорнии и Орегоне, они переселились сюда в начале этого столетия. Около 30000
живут в республиках бывшего Советского Союза. Независимо от того, где они обитают, большинство
духоборов считают пацифистскую традицию центральной для своего социального движения2. Канадские
духоборы гордятся своей миротворческой деятельностью, которую они развивали в течение прошедших
100 лет в Канаде. Они полагают, что ценности, отстаиваемые ими, оказали влияние на внешнюю политику
Канады, особенно в отношении миротворческой активности в Организации Объединенных Наций.
Сожжение огнестрельного оружия в царской России в 1895 г. явилось самым памятным
историческим событием, которое оказало неизгладимое воздействие на психологию духоборов. Каким-то
образом эти русские крестьяне осознали, что любовь и всеобщее братство -- основа их бытия, и потому их
долгом и предназначением стал отказ от милитаризма раз и навсегда. Для них любовь связывалась с
жизнью и миром -- и никогда с убийством. Перековка "мечей на орала" в 1895 г. стала первым массовым
организованным актом про137
теста
против милитаризма и войны в мировой истории. И с полным основанием этот акт остается и
сегодня пылающим сигнальным огнем движения духоборов. По всему миру духоборы продолжают
отмечать это событие 29 июня как символ своего единства и напутствие.
Главной международной фигурой, которую они чтут, является Л. Н. Толстой, их благодетель; он
поспешил завершить свою книгу "Воскресенье", чтобы помочь их переезду в Канаду. Толстой просил
русских интеллигентов и квакеров помочь в этом деле и способствовал тому, что их тяжелое положение в
России стало широко известным. Обладавший международным нравственным авторитетом, Толстой, как
и духоборы, проповедовал закон братской любви и священность человеческой жизни, а также выступал за
полное преобразование общества. Из любви к ближнему Толстой и духоборы делали вывод о
необходимости отказа от насилия и войн, отсюда идет их пацифистская позиция.
Имея демократическую ориентацию и веря, что Бог пребывает в каждом, они доказывали не
только что убийство недопустимо, но и что они не нуждаются и в церковной организации как посреднике
между людьми и Богом. Они и сегодня вспоминают, как их деды и прадеды терпели тюремные
заключения и суровые наказания при царе, но не подчинялись церковной ортодоксии и государственной
воинской повинности. Для них за словами должны были следовать соответствующие дела.
Приехав в Канаду в 1899 г., русские духоборы продолжали жить согласно своей философии, своей
концепции внутреннего мира. Общинный характер их жизни (идущий от русской системы мира) был
путем к всеобщему братству и любви. Они усердно трудились, приспосабливаясь к новым условиям -новому
языку, месту и законам. Они построили 61 деревенскую общину, возделывали землю и обогащали
общество вокруг них своим пацифистским образом жизни. Но тогда как большинство церквей,
Стр.1