Основные виды водного лесотранспорта лесные материалы плывут в потоке свободно, без связи друг с другом. <...> Вид лесотранспорта, при котором при котором некоторое количество транспортируемых лесных материалов, не связанных друг с другом, заключают в пловучие рамы. <...> Вид лесотранспорта, при котором лесной материал сплачивается в единицы различной формы; 1 некоторое количество сплоточных единиц, соединенных гибко между собой в определенном порядке, носит название — пл о т . <...> По характеру движущей силы, транспорт леса по воде осуществляется сплавом и. за тягой. <...> Транспорт леса за тягой состоит в том, что лесной материал по воде перемещается буксирными судами, или варповальными лодками. <...> С наступлением сплавного периода лесные материалы сгружаются из штабелей в воду для сплава молыо или сплоточными единицами для плотового сплава. <...> Лесные материалы, прибывшие к таким водоемам молыо, обычно транспортируют по ним в кошелях. <...> Сплоточные единицы из сплоточных машин поступают в формировочные устройства, где из них формируют плоты. <...> В связи с изменяющимися условиями водного пути возникает необходимость изменять размеры плота: эта операция производится в переформировочных пунктах. <...> Сплавные организации сформированные плоты сдают местным лов в суда осуществляют лесосплавные организации, транспорт судов осуществляют органы НКРечфлота, органам НКРечфлота, которые и осуществляют дальнейший транспорт плотов к пунктам назначения. ттпО § 3. <...> Сплавной ход на прямом участке пути п«вСЦ^ВНЫИ Х0Д0М называют пол«су водного пути, по которой происходит движение транспортных единиц. <...> К определению габаритов сплавного хода на прямолинейном участке пути. длиной К , ' ™ характеризуются осадкой, шириной и гтям волны™ т , а „ о , транспортируемые по р е’ пР°веДенное по наиболее выступающим чаэтих единицП° РТНЫХ единиц’ может быть названо габаритом сплавного ТхоТя пт К ода от габаритов транспортируемых единиц. <...> Для данного <...>
Водный_лесотранспорт.pdf
порт- — в основном содержит материал,
излагавшийся на лекциях,
читанных автором студентам-эксплоатационникам
в Ленинградском институте
инженеров водного транспорта,
и предназначен для студентов
указанной специальности, как
учебное пособие по разделу .Лесосплав-
курса организации перевозок.
Краткий курс .Водный лесотрансГлава
1
ВВЕДЕНИЕ
§ 1. Основные виды водного лесотранспорта
лесные материалы плывут в потоке свободно, без связи друг
с другом.
2. Т р а н с п о р т ле с а в к оше л я х . Вид лесотранспорта,
Виды водного лесотранспорта следующие:
1. Моле во й с п л а в . Вид лесотранспорта, при котором
при котором некоторое количество транспортируемых лесных
материалов, не связанных друг с другом, заключают в пловучие
рамы. Рама вместе с лесным материалом, находящимся
внутри ее, носит название к оше л ь .
3. Т р а нс по р т л е с а в пл о т ах . Вид лесотранспорта,
при котором лесной материал сплачивается в единицы различной
формы; 1 некоторое количество сплоточных единиц, соединенных
гибко между собой в определенном порядке, носит
название — пл о т .
Лес в плотах является одним из основных массовых грузов,
перевозимых НКРечфлотом по водным путям. Так, согласно
третьему пятилетнему плану, на 1942 г. перевозка леса в плотах
должна составить 35,4% транспортной работы НКРечфлота
или 20,5 млрд. ткм.
4. Т р а нс по р т л е с а в с у д а х . В судах, на внутренних
водных путях, транспортируют, как правило, пиленый лес,
дрова, пропсы, балансы, а в исключительных случаях и бревна.
По характеру движущей силы, транспорт леса по воде
осуществляется сплавом и. за тягой. При сплаве леса используют
естественные скорости течения воды. Сплав, в свою очередь,
разделяется на сплав без управления и сплав с управлением.
При
сплаве без управления единицы в потоке плывут свободно.
Транспорт
леса за тягой состоит в том, что лесной материал
по воде перемещается буксирными судами, или варповальными
лодками. 2
личное название: плоты, челены, челенья, кошмы, пучки, клетки, сигары
и проч.
2 Верповальной лодкой называется моторная лодка, оборудованная лебедкой.
1*
1
Такие сплоточные единицы в литературе и на производстве носят раз3
Стр.2
§ 33. Тяговые ср е д с т в а .......................................................................... .
§ 34 Способы варпования
| ■ Эксплоатационные измерители и способы их повышения
Глава ш е ст а я . Сплоточные единицы
......................................................................
§ 36. Определение и классификация сплоточных единиц...............................
О Г Л А В Л Е Н И Е
Глава п ер в а я . Введение
§ 1. Основные виды водного лесотранспорта.......................................
§ 2. Предмет водного лесотранспорта
§ 3. Сплавной ход на прямом участке п у т и .....................................................
............................................
3
§ 4. Длина и ширина плота в зависимости от ширины и радиусов
кривизны судового хода на крином участке п у т и ...................
§ 5. Пропускная способность рек для молевого с п л а в а ..............
§ 6. Использование данных расчета пропускной способности.....
Глава втор а я. Молевой сплав
§ 7. Характеристика молевого сплава
.................................................................
§ 12. График молевого с п л а в а .......................................................................
§ 13. Борьба с утерями лесных материалов при молевом сплаве . . .
Глава т р ет ь я . Запани
§ 14. Назначение и типы зап ан ей ................................................................... 22
§ 15. Пыж в поперечных запанях и его формирование...................
§ 18. Пыж в продольных зап ан ях ................................................
лежневой запани . .
§ 29. Расчет
§ 21. Расчет сил, действующих на поперечный б о н ..........................................
Глава чет в ерт а я . Сортировка леса на рейдах
сил, действующих на
продольный
б о н ........
§ 24. Сортировка л е с а ....
42
1 „асчет сортировочного y cTpoiicTBa
§ 19. Силы, действующие на продольный и поперечный бон в продольных
з а п а н я х
§ 16. Определение сил. действующих на поперечную з а п а н ь ..... 27
§ 17. Расчет
25
31
34
35
39
§ 22. Основные определения.......................................................................................... 41
I о?' 5 хемы соРтиР°вочных устройств.............................................
§ '26. Движение лесных материалов в сортировочных устройствах при
& __ недостаточных скоростях течения .
§ 2 . Движение лесных материалов в сортировочных устройствах при
больших скоростях течения . . . . ; .................. ....
.
.
.
§ 28. Расчет рабочей силы, потребной на сортировку..................... 47
Глава п ят а я . Транспорт леса в кошелях
f Основные понятия.......................................................................................................
§ 32. Сопротивление при движении кош ел ей....................................... 51
НО
30
19
§ 8. Подготовительные мероприятия к сгрузке лесных материалов в воду —
§ 9. Сгрузка лесных материалов в в о д у .........................................................]
§ 10. Подготовительные мероприятия к сгону лесных материалов . . . —
§ 1 1 . Сгон лесных м а т е р и а л о в ........................ ”.......................
14
15
18
21
10
13
8
6
а
Стр.
§ 37. Пучки...............................................................................................................................
§ .38. С и г ары ...........................................................................................................................
§ 39. Однорядные плоские сплоточные единицы................................................
§ 40. Многорядные плоские сплоточные единицы
§ 41. Матки и их оборудование...................................................................................
Глава сед ьм а я . Сплотка леса
§ 45. Машины для сплотки леса в п у ч к и .............................................................
§ 46. Машины для сплотки леса в плоские сплоточные единицы . . .
§ 47. Машины для сплотки леса в с и г а р ы ........................................................
§ 48. Производительность сплоточных машин .
....................................................................................................
§ 49. Расчет пряных затрат стоимости механизированной сплотки . . ,
Глава в осьм а я . Транспорт леса в самосплавиых плотах
.
.
.
...............................
§ 50. Сплав леса в сплоточных единицах.............................................................
§ 51. Конструкция самосплавного управляемого плота ...................................
§ 5‘2. Сопротивление при движении самосплавиых плотов..........................
§ 53. Определение рейсовых норм лотов, якорей и ш ейм ..........................
Глава д ев ят а я . Плоты буксируемые
§ 54. Общие сведения.........................................................................................................
§ 55. Плоты из пучков в оплотнике для рек бассейна Северней
§ 56. Плоты Северо-Западного бассейна водных п у т е й ..........................
§ 57. Плоты в Волжско-Камском бассейне.........................................................
§ 58. Плот „ ерш * .............................................................................................................
Двины ..........................................................................................................................
§ 59. Плоты из си г ар .....................................................................................................
§ 60. Работа вспомогательного флота по формированию плотов на
рейдах ......................................................................................................................
§ 61. Скорость буксировки п л о т о в ......................................................................
§ 62. Сопротивление при движении буксируемых п л о то в ......................
§ 63. Соображения о влиянии на сопротивление при движении плотов
—
43
45
.................. .... . 46
х К°«стРУК«ия рамы к ош е л я ................................................................................ —
к чо 9 пРеделение размеров к ош е л я ................................... ! . ! ' . ! ! ! !
49
50
§ 64. Мощность буксирного парохода..................................................................
§ 65. Влияние реконструкции Большой Волги на условия и способы
длины буксирного к а н а т а ...............................................................................
водного лесотранспорта ............................. •.................................................
П р ил ож ен и е 1. Таблица объемов б р е в ен ........................................
П р ил ож ен и е 2. Общесоюзный стандарт на канаты стальные .
П рил ож ен ие 3. Цепи оплотные.............................................................
91
97
98
99
101
103
104
106
108
109
110
. . . .
52
53
55
58
61
64
65
67
43. Зимняя сп л о тк а .............................................................„ ........................................
44. Основная характеристика машин, применяемых при навигационной
сплотке
42. Основные понятия.....................................................................................................
69
70
71
77
79
80
83
84
85
88
89
Стр.58