В книге приведены виды и способы зимней сплотки на затопляемых и незатопляемых плотбкщах. <...> Весной в сплав поступают в первую очередь челена зимней погрузки, сплачиваемые на плотбищах, а затем челена ,ранневесенней сплотки, погрузка которых производится на магистральных реках под катигцами и в некоторых случаях — под коренными молеудерживающими1 запанями. <...> В летний период в плотах сплавляются челена летней сплотки, формируемые в плоты из молевЬй древесины на сплоточных рейдах. <...> Молевой сплав в большей части производится весной, вслед за сплавом челен зимней сплотки. <...> Древесина молевого сплава в основном доставляется сплоточным рейдам, на которых перегружается © челена и отправляется в дальнейший сплав в плотах. <...> Прибывшую на рейды молевую древесину сплачивают в челена летних конструкций, челена формируют в плоты и отравляют в сллаз уже летом. <...> Челена зимней сплотки грузятся при более удобных условиях (на суше) и делаются более прочными, чем при сплотке на воде; все замеченные недостатки челен исправляют при этом еще до сплава. <...> По данным треста Горьлес, сравнительная себестоимость сплава 1 пл. м? ь разные периоды навигации составляет (в процентах); М е с т н ы й с ц л а в Плотовый сплав—зимняя сплотка и весенний сплав . <...> . 100 Смешанный сплав—молевой сплав с летней погрузкой 154 Т ран зи тн ый сп ла в Плотовый сплав—зимняя сплотка и весенний сплав . <...> Зимняя сплотка древесины производится на плотбищах, затопляемых в весеннее время на такую глубину, при которой все челена, сплоченные в зимнее время, поднимаются водой и после формировки могут быть немедленно отправлены в сплав. <...> В последние годы Волжске-Камских» филиалом ЦНИИ лесосплава разработаны способы производства зимних сплоточных работ на незатопляемых местах. <...> Дальнейшее увеличение зимних сплоточных работ должно быть низированы работы; недостаточно внедряются рационализаторские мероприятия; сплоточные работы начинаются поздно, а это одечет <...>
Механизация_и_рационализация_зимней_сплотки_древесины.pdf
Книга может служить пособием для специалистов
леспромхозов, механизированных
лесопунктов, сплавных контор при
внедрении рационализированной и механизированной
сплотки.
В книге приведены виды и способы зимней
сплотки на затопляемых и незатопляемых
плотбкщах.
Много уделено внимания новым способам
наиболее рациональной сплотки пучками
и морскими сигарами, имеющими
большое будущее.
Дано описание механизмов и инструментов,
необходимых при рационализированной
и механизированной погрузке и сплотке.
Приведены
правила техники безопасности
на всех работах зимней сплотки.
ВВЕДЕНИЕ
Различают следующие виды водного транспорта древесины:
шютовый сплав, молевой сплав и перевозки древесины в судах.
Плотовый сплав производится в весенний и летний периоды.
Весной в сплав поступают в первую очередь челена зимней погрузки,
сплачиваемые на плотбищах, а затем челена ,ранневесенней
сплотки, погрузка которых производится на магистральных
реках под катигцами и в некоторых случаях — под коренными
молеудерживающими1 запанями.
Весенний сплав 'плотов зимней сплотки на первоначальных реках
большею частью практикуется вольницей, а на магистральных
— под управлением): основной вид сплава — за тягой и вспомогательный
— самосплавом.
В летний период в плотах сплавляются челена летней сплотки,
формируемые в плоты из молевЬй древесины на сплоточных рейдах.
Сплав плотов1 детом производится в основном за тягой. В системе
плотового сплава особое место занимает транспортировка
древесины по морю в специальных сигарообразных илотах.
Молевой сплав в большей части производится весной, вслед за
сплавом челен зимней сплотки. Летом молем сплавляется древесина,
заготавливаемая во II и частично в III кварталах.
Древесина молевого сплава в основном доставляется сплоточным
рейдам, на которых перегружается © челена и отправляется в
дальнейший сплав в плотах. В некоторых случаях древесина доставляется
мюлем непосредственно потребителям — перевалочным
базам и лесозаводам.
Судовые перевозки разделяются на перевозки древесины вверх
и вниз по реке в речных судах (различного рода баржах) и перевозки
древесины по морю в морских судах (лесовозах).
В речных судах древесина перевозится в разделанном виде:
пропс, баланс, дрова лиственных пород и другие сортименты; объем
этих перевозок з общем плане сплава относительно невелик.
Скорость прохождения сплава по первоначальным и транзитным
рекам имеет большое значение для сокращения сроков доставки
Д!ревесины потребителям.
3
Стр.3
7. При подтягивании челен к берегу тракторист не должен до^
8. Рабочим воспрещается находиться около натянутых штропов
или садиться иа передвигаемые челена.
пускать рывков, которые могут привести к обрыву штропов, и должен
останавливать трактор на расстоянии 1—2 м от бровки.
9. При производстве спусковых работ рабочим запрещается находиться
на откосе берега и в лодках в непосредственной близости
к месту спуска челен.
Ответственность за выполнение требований техники безопасности
возлагается на администрацию плотбища, а за выполнение
правил техники безопасности — на мастеров по зимней сплотке
и бригадиров, руководящих погрузкой.
О Г Л А В Л Е Н И Е
В в е д е н и е ...............................................................................................................
Глава I. Зимние плотбища..............................................................................
Характеристика зимних плотбищ..................................................................
Выбор мест для зимней сплотки д р е в е си ны ........................................
Подготовка плотбищ к эк сплоа тации......................................................
Г лав а III. Инструменты и приспособления для зимних сплоточных
р а б о т ..............................................................................................................
Инструменты и приспособления для перемещения и погрузки
б р е в ен .......................................................................................................................
Плотничные и н с тр ум ен ты ................................................................................
Специальные п ри способления .......................................................................
Глава IV. Рационализация сплоточных р а б о т .....................................
Сплотка пучков в с тан к ах ................................................................................
Погрузка челен с подвижного с о с т а в а .....................................................
Конная погрузка маток ............................................................................................
Погрузка морских плотов ........................................................................................
Сплотка челен на незатопляемых плотбищах на коромыслах и на
с т о й к а х ...................................................................................................................
.
.
.
3
8
8
12
18
Глава II. Типы челен зимней сп л о тк и ...................................................... 31
Рекомендуемые типы ч е л е н ............................................................................
Конструкции и технические у с л о в и я с п л о т к и о с н о в н ы х т и п о в челен .
31
33
53
54
60
64
71
р
76
80
91
-6
Глава V. Механизация зимних сплоточных р а б о т ......................... 100
Вывозка древесины в пучках на зимние плотбища............................ 104
Подготовительные работы на верхних складах и плотбищах .
Погрузка челен с помощью тр ак то р о в ..................................................... 128
Погрузка челен лебедками................................................................................ 1“™
Применение кранов на зимней сплотке
Применение продольных транспортеров на зимней сплотке .
Сравнение различных способов механизированной зимней сплотки . 1о6
Механизация спусковых работ на незатопляемых плотбищах .
.
.
.
.
.
Глава VI. Подготовительные сплавные р а б о ты ................................. 180
Подготовка сплавного пути ...................................................................................
Составление графика с п л а в а ...........................................................................
Организация водомерной сл уж бы ....................................... ...............................
Подготовка хватных участков и рейдовых сооружений...................
Весенцяя охрана челен на плотбищах......................................................
Выводка челен с плотбищ и отправка их в с п л а в ..........
. . .
Глава VII. Техника безопасности на зимних сплоточных работах . К/
Правила техники безопасности на зимних погрузочных работах, про
Зачистка п л о т б ищ
изводимых ручным и конным спосооами . . . -
^
Правила техники безопасности на механизированной сплотке . . .
• • ■
187
;°2
‘83
|8*
18о
108
......................................................... 1”
.
1оЗ
158
Стр.99