2 ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА НАПРЯЖЕННОСТИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5–10 КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ 1 ФГАУ «Научный центр здоровья детей», 119991, Москва; 2 ФГБНУ «Восточно-Сибирский институт медико-экологических исследований», 665827, Ангарск Состояние здоровья детей и подростков за время обучения в общеобразовательных учреждениях ухудшается: увеличивается частота функциональных нарушений и хронических заболеваний. <...> Проведена оценка напряженности учебно-образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях. <...> Приоритетными характеристиками учебной деятельности являются интеллектуальные, сенсорные, эмоциональные нагрузки, их монотонность и режим учебной деятельности. <...> Система показателей напряженности учебного труда сформирована с учетом психофизиологических особенностей детского организма. <...> Напряженность учебного процесса оценена на основании хронометражных исследований, анкетирования педагогов и родителей и с учетом организации учебного процесса. <...> В анкетировании приняли участие 52 педагога и 389 родителей. <...> Оценка факторов напряженности учебной деятельности проведена в 5–10-х классах по учебным дисциплинам: русский язык, литература, математика, история, география, иностранный язык. <...> Сенсорные нагрузки по изученным учебным дисциплинам оцениваются как 2-й класс напряженности и являются «допустимыми». <...> Выявлено, что монотонность нагрузок соответствует 1-му и 2-му классу напряженности и является оптимальной или допустимой, соответственно. <...> Учебная деятельность в традиционном общеобразовательном учреждении соответствует 2-му классу напряженности – «допустимому». <...> Напряженность учебного процесса в инновационном учреждении оценивается как 3-й класс напряженности первой степени (3.1). <...> По результатам исследования напряженности учебного труда отмечено, что изучение математики в 5–9 классах по показателям интеллектуальных нагрузок соответствует напряженной деятельности <...>