УДК 531.391 ОБ УПРАВЛЕНИИ ДВИЖЕНИЕМ КОНЦА ТОНКОГО УПРУГОГО СТЕРЖНЯ, ПОДВЕРГАЮЩЕГОСЯ СЛОЖНОМУ НАГРУЖЕНИЮ © М.Я. Израилович, д-р техн. наук, Институт машиноведения им. <...> Лось, канд. физ. - мат. наук, Московский государственный университет пищевых производств, Москва, Россия Эффекты, обусловленные упругими свойствами троса (например, явление петлеобразования), представляют класс проблем, успешное решение которых во многом определяет принципы конструирования тросовых систем. <...> В результате их решения определяется пространственная конфигурация стержня, условия устойчивости статической формы и отсутствия петлеобразования. <...> Вместе с тем, в процессе эксплуатации тросовых систем возникает и другой класс задач, которые по своей природе являются динамическими. <...> Вследствие воздействия внешних возмущений, как правило имеющих кратковременный характер и действующих вдоль оси троса, возникают малые упругие колебания, которые в первом приближении могут быть исследованы на основе линейной упругой системы с одной степенью свободы. <...> Практически весьма актуальной является задача их активного гашения. <...> В настоящей работе оба класса задач — статические и динамические — рассматриваются в контексте их взаимосвязи. <...> В результате решения этих задач в статической (точнее, квазистатической) постановке определяется пространственная конфигурация стержня, условия устойчивости статической формы и отсутствия петлеобразования [6—8]. <...> Однако, в процессе эксплуатации тросовых систем возникает и другой класс задач — динамических, вследствие воздействия внешних возмущений, как правило имеющих кратковременный характер и действующих вдоль оси троса. <...> Поскольку эти колебания являются нежелательными и зачастую вследствие малой диссипации слабозатухающими, практически весьма актуальной является задача их активного гашения. <...> Подобного рода задачи оптимальной амортиза32 Engineering and Automation Problems, № 2 – 2016 ции рассматривались во многих <...>