УДК 519.63+65:533+539.3 ЧИСЛЕННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СВЕРХЗВУКОВОГО ПОТОКА ГАЗА С ДЕФОРМИРУЕМЫМ СОПЛОМ КУЗЬМИН И.М., ТОНКОВ Л.Е., ЧЕРНОВА А.А. <...> Рассматриваются численные методы, алгоритмы и схемы, применяемые для решения задачи взаимодействия образованной в момент запуска ракетного двигателя ударной волны и упругого деформируемого корпуса сопла. <...> Проводится анализ различных факторов, влияющих на картину течения и деформирования корпуса сопла. <...> ВВЕДЕНИЕ Сопло в силу своего конструктивного предназначения является одним из наиболее нагруженных узлов ракетных двигателей, что связано, прежде всего, с высокими температурами, уносом материала, эрозионным воздействием, напряжениями в околокритических областях. <...> Кроме того, на начальном этапе работы большинству конструкций ракетных двигателей первой ступени присуща проблема нарушения осесимметричности течения и возникновения боковых нагрузок [1], что обусловлено, прежде всего, высокой геометрической степенью расширения сопла. <...> При рассмотрении процессов, протекающих в начальный момент работы сверхзвукового сопла ракетного двигателя можно выделить несколько характерных особенностей, присущих достаточно широкому классу конструкций. <...> Прежде всего, это формирование системы скачков уплотнения в сверхзвуковой части сопла, обусловленное перерасширенным режимом течения. <...> При значительной величине градиента давления вблизи стенки сопла возникает характерная -конфигурация скачков уплотнения и отрыв потока. <...> Неизбежно существующая в любой реальной газодинамической системе неоднородность параметров потока приводит к тому, что на некоторых режимах реализуется особый тип отрыва, имеющий существенно трехмерный и нестационарный характер, что и приводит к возникновению динамических высокочастотных боковых нагрузок при возрастании давления в камере сгорания на этапе запуска двигателя. <...> Данные боковые нагрузки, в свою очередь, приводят не только к колебаниям <...>