М.В. Ломоносова, физический факультет; email: bushina@rambler.ru Обсуждается вопрос о дидактических ресурсах «сходных» формулировок в курсе общей физики. <...> Приводятся примеры таких формулировок из различных разделов курса. <...> По каждому из примеров дается краткий анализ сходств и различий сопоставляемых фраз. <...> В этой связи отмечается богатство дидактических ресурсов физики как учебной дисциплины. <...> Введение Дидактические ресурсы общего курса физики таят в себе немало неиспользован ных запасов [1]. <...> Под таковыми будем понимать далее формулировки, составленные по одному словесному «рецепту». <...> Чаще всего это бывает в тех случаях, когда в двух и более фразах встречаются однотипные (и даже одинаковые) словесные конструкции. <...> Так обстоит дело, например, с формулировками законов сохранения в механике [2]. <...> Все три закона сохранения (импульса, момента импульса и механической энергии) можно сформулировать, используя оборот со словом «если». <...> Существенная оговорка: как правило, такие фразы отыскать непросто: среди авторов учебной литературы по физике специально ими мало кто интересуется. <...> А потому надо научиться составлять их самому на основе имеющихся, сохраняя всякий раз смысл фразыпрототипа. <...> Нередко первопричиной сходства формулировок определений является аналогия определяемых понятий. <...> Вот в чем может проявляться на практике эта польза: 1) выявление сходств и различий таких фраз формирует навыки системного подхода к анализу ситуации; 2) умение учащихся выделить сходные формулировки среди великого множества других – свидетельство их компетентности; 3) еще более высокий уровень компетентности достигается в том случае, когда формируется умение самому составлять «сходные» формулировки на основе имеющихся; 4) путем сравнения «сходных» фраз могут быть выявлены имеющиеся в них ошибки; 5) «сходные» формулировки оказываются очень удобными в учебном процессе – с их помощью легче запомнить важные истины (или вспомнить <...>