Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635051)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Физическое образование в вузах  / №2 2013

«Сходные» формулировки в общем курсе физики (100,00 руб.)

0   0
Первый авторНиколаев Владимир Иванович
АвторыБушина Татьяна
Страниц10
ID420235
АннотацияОбсуждается вопрос о дидактических ресурсах «сходных» формулировок в курсе общей физики. Приводятся примеры таких формулировок из различных разделов курса. По каждому из примеров дается краткий анализ сходств и различий сопоставляемых фраз. В этой связи отмечается богатство дидактических ресурсов физики как учебной дисциплины. Предлагается вариант учебного задания, основанного на использовании «сходных» формулировок.
УДК531.8; 539.1; 537; 535
Николаев, В.И. «Сходные» формулировки в общем курсе физики / В.И. Николаев, Татьяна Бушина // Физическое образование в вузах .— 2013 .— №2 .— С. 18-27 .— URL: https://rucont.ru/efd/420235 (дата обращения: 05.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

М.В. Ломоносова, физический факультет; email: bushina@rambler.ru Обсуждается вопрос о дидактических ресурсах «сходных» формулировок в курсе общей физики. <...> Приводятся примеры таких формулировок из различных разделов курса. <...> По каждому из примеров дается краткий анализ сходств и различий сопоставляемых фраз. <...> В этой связи отмечается богатство дидактических ресурсов физики как учебной дисциплины. <...> Введение Дидактические ресурсы общего курса физики таят в себе немало неиспользован ных запасов [1]. <...> Под таковыми будем понимать далее формулировки, составленные по одному словесному «рецепту». <...> Чаще всего это бывает в тех случаях, когда в двух и более фразах встречаются однотипные (и даже одинаковые) словесные конструкции. <...> Так обстоит дело, например, с формулировками законов сохранения в механике [2]. <...> Все три закона сохранения (импульса, момента импульса и механической энергии) можно сформулировать, используя оборот со словом «если». <...> Существенная оговорка: как правило, такие фразы отыскать непросто: среди авторов учебной литературы по физике специально ими мало кто интересуется. <...> А потому надо научиться составлять их самому на основе имеющихся, сохраняя всякий раз смысл фразыпрототипа. <...> Нередко первопричиной сходства формулировок определений является аналогия определяемых понятий. <...> Вот в чем может проявляться на практике эта польза: 1) выявление сходств и различий таких фраз формирует навыки системного подхода к анализу ситуации; 2) умение учащихся выделить сходные формулировки среди великого множества других – свидетельство их компетентности; 3) еще более высокий уровень компетентности достигается в том случае, когда формируется умение самому составлять «сходные» формулировки на основе имеющихся; 4) путем сравнения «сходных» фраз могут быть выявлены имеющиеся в них ошибки; 5) «сходные» формулировки оказываются очень удобными в учебном процессе – с их помощью легче запомнить важные истины (или вспомнить <...>