Обучение курсу физики на английском языке: синергия двуязычного обучения студентов 27 технического вуза Физическое образование в вузах. <...> 19, № 4, 2013 УДК 802–07: 853 Обучение курсу физики на английском языке: синергия двуязычного обучения студентов технического вуза Владимир Сергеевич Михалкин Ижевский государственный технический университет им. <...> М.Т. Калашникова; email: rsg078185@udm.net В статье представлены научнометодические аспекты двуязычного обучения курсу общей физики в категориях синергетической концепции образования, как открытой саморазвивающейся системы, в которой эволюционные этапы ее развития прерываются точками бифуркации, после которых происходит ветвление и диверсификация путей эволюции. <...> За бифуркационную точку зарождения этапа двуязычного обучения принят переход от аддитивной совокупности компонентов раздельного обучения предмету (физике) и английскому языку, к совокупности элементов, связанных по неклассической схеме боровской дополнительности «ии». <...> Ее освоение облегчается феноменом апперцепции, проявляющейся в осознанности восприятия нового от предыдущего индивидуального опыта. <...> Ключевые слова: английский язык как средство обучения, синергетика, феномен апперцепции; факторы, организация и принципы двуязычного обучения, pro and contra билингвизма в естественнонаучном образовании. <...> Характерная особенность высшего российского образования последних десятилетий заключается в существовании перманентного конфликта между национальной обособленностью вузов и интернационализацией образования, которая вершится большей частью на английском языке, ставшим основным языком международного общения. <...> Оно должно базироваться на введении двуязычного обучения в высшей школе, суть которого заключается в том, что иностранный язык является не столько предметом изучения, сколько равноправным средством обучения. <...> Первый опыт такого обучения в техническом вузе, как бифуркационная <...>