УДК 536.46:629.194.632.1 ВЛИЯНИЕ ПОРОШКА ЖЕЛЕЗА НА ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗАЖИГАНИЯ И ГОРЕНИЯ СМЕСЕВЫХ ТВЕРДЫХ ТОПЛИВ 1,2КОРОТКИХ А. <...> Исследовано влияние 2 масс. % добавки порошка железа в состав смесевого твердого топлива, содержащего 15,7 масс. % нанопорошка алюминия Alex, на характеристики зажигания и горения топлив. <...> Установлено, что частичная замена Alex на порошок железа в составе смесевого твердого топлива приводит к снижению времени задержки зажигания в 1,3 – 1,9 раза в диапазоне плотности теплового потока 55–220 Вт/см2 и увеличению реактивной силы оттока продуктов газификации от поверхности горения образца на 27 %. <...> Степенной показатель закона скорости горения уменьшается с 0,51 до 0,43, линейная скорость горения увеличивается на 30 – 45 % и относительная масса к-фазы уменьшается с 0,25 до 0,19 в диапазоне давления азота в бомбе постоянного давления 2,0 – 7,5 МПа. <...> При этом в конденсированных продуктах сгорания увеличивается содержание оксида алюминия α-Al2O3, нитрида алюминия AlN и нитрида углерода C3N4 за счет возможного увеличения градиента температуры и скорости химических реакций в газофазной зоне горения смесевого твердого топлива. <...> ВВЕДЕНИЕ Современные смесевые твердотопливные системы содержат в качестве окислителя кристаллы перхлората и нитрата аммония, гексогена, октогена или CL-20, горючегосвязующего – полимерные инертные или активные каучуки, содержащие энергетические функциональные группы (нитратные, нитраминные или нитрогруппы) и металлическое горючее – порошки металлов (в основном алюминия) разной дисперсности, максимальное содержание которых достигает 22 масс. <...> . Регулирование скорости горения смесевых твердых топлив (СТТ) в камере сгорания и удельного импульса ракетного двигателя в основном достигается за счет введения в состав СТТ катализаторов горения (как правило, порошков оксидов металлов) [2 – 5] или путем частичной или полной замены перхлората (нитрата) аммония нитраминами, а также изменения коэффициента <...>