Николай Скатов
А. В. Дружинин - литературный критик
Дружинин А. В. Литературная критика / Составление, подготовка текста и вступительная статья Н.
Н. Скатова; Примеч. В. А. Котельникова. -М..: Сов. Россия, 1983. (Б-ка рус. критики).
OCR Бычков М.Н.
Александра Васильевича Дружинина можно назвать литератором в самом обширном значении
этого слова. Он был прозаиком, который писал романы, рассказы и повести, драматургом - создателем
пьес, печатавшихся в "Современнике", поэтом, во всяком случае, автором стихов. А еще фельетонистом и
редактором, переводчиком и мемуаристом. В середине прошлого века большая, даже большая часть
литературного наследия Дружинина была собрана и представлена в восьмитомном собрании его
сочинений довольно известным издателем Н. В. Гербелем. Седьмой том, один из самых, даже при
некоторых сокращениях сравнительно с журнальными публикациями, объемистых, заключил
литературную критику. Да, Дружинин был более всего и прежде всего литературным критиком, и, кстати
сказать, некоторые интересные самоновейшие работы о русской литературе прошлого, пожалуй, могли бы
содержать большее количество ссылок на Дружинина и хотя бы тем засвидетельствовать, что этот
забытый, как назвал его еще в конце прошлого века профессор С. А. Венгеров, талант забыт не совсем и
не всеми. "И если до сих пор, - заявил тот же Венгеров, подробно рассматривая разные стороны
писательской деятельности Дружинина, - мои старания сводились к тому, чтобы доказать отсутствие прав
Дружинина на внимание потомства, то по отношению к 7-му тому я первый готов провозгласить, что он
несправедливо забыт. Да, целых семь томов собрания сочинений Дружинина могут спокойно продолжать
лежать на полках букинистов, в особенности том с фельетонами Чернокнижникова... Но седьмой том
должен быть у всякого мало-мальски интересующегося русскою литературою.
Уже по одному тому достоин седьмой том пристального внимания, что он обстоятельно трактует о
самых выдающихся явлениях новейшей литературы. Тут имеются большие статьи о Пушкине, Фете,
Щербине, Полежаеве, Майкове, Гончарове, Тургеневе, Писемском, Островском,Щедрине, Льве Толстом,
Белинском и более мелкие о Козлове, Веневитинове, Растопчиной, Полонском, Никитине, Губере,
Давыдове, Марко Вовчке. А мимоходом в излюбленною русскою критикою всех направлений форме
отступлений Дружинин едва ли оставил без рассмотрения хотя бы одно сколько-нибудь крупное явление
русской литературы. Таким образом, уже один историко-литературный интерес 7-го тома очень
значителен, и исследователь, изучающий вышеперечисленных писателей, сделает крупную ошибку, не
справившись с тем, что писал о них Дружинин в период полного развития своего критического
таланта" {Венгеров. С. А. Собр. соч., т. 5. Спб., 1911, с. 48-49.}.
Однако критический талант Дружинина нельзя понять вне общего литературного облика его.
Дружинин был "честным рыцарем" литературы - так называли его современники, даже из числа
противников. И если рыцарство это прежде всего служение, то дружининское служение литературе было
истовым, истинно подвижническим и самоотверженным. Сразу после смерти Дружинина в посвященном
ему некрологе Некрасов засвидетельствовал: "Дружинин обладал между прочим удивительной силой воли
и замечательным характером. Услыхав о затруднении к появлению в свет статьи, только что оконченной,
он тотчас же принимался писать другую. Если и эту постигала та же участь, он, не разгибая спины,
начинал и оканчивал третью"{Некрасов Н. А. Полн. собр. соч. в 12-ти т., т. 9. М., 1952, с. 430.}. Недаром
сам Дружинин настоятельно и многократно писал в своих статьях о таком труде: "Давно пора перестать
нам глумиться над идеею умственного труда и превозносить выше меры беззаботную, ленивую
деятельность {Дружинин А. В. Собр. соч. в 8-ми т., т. 7. Спб., 1865, с. 28. Дальнейшие ссылки на это
издание в тексте с обозначением тома римской и страницы арабской цифрами.}. Может быть, потому же
он одним из первых наших критиков с такой силой ощутил в Пушкине великого труженика, писателя,
"которого начитанность и трудолюбие могли идти наряду с трудолюбием и начитанностью первых
поэтов, когда-либо существовавших на свете".
Дружинин писал в пору, завершающую общественное движение 40-х годов, писал во время
реакции так называемого "мрачного семилетия" между 1848 и 1855 годами, когда молчали или хотя бы
время от времени замолкали почти все, писал в эпоху нового общественного подъема. Писал разное и поразному,
если иметь в виду, что его писательство началось в конце 40-х годов и, по сути, закончилось
только со смертью в январе 1864 года. "Ohne Hast, ohne Rast - без торопливости, без отдыха" - знаменитый
Стр.1