УДК 94(495) А. В. Усачёва Методические наставления для экзегета в поздних сочинениях Оригена 1. <...> Тропология как христианская альтернатива аллегории Общеизвестно, что Ориген написал трактат Против Цельса по просьбе своего друга епископа Амвросия, однако это не способствует пониманию реальных мотивов Оригена. <...> Едва ли этот авторитетный учитель стал бы тратить последние годы своей жизни на сочинение весьма пространного трактата для опровержения идей давно почившего Цельса, не имея при этом какой-либо личной мотивации. <...> Я полагаю, что его цель состояла в защите аллегорического метода христианской экзегезы. <...> Несомненно, Ориген был возмущён, когда Цельс объявил христиан неумелыми и неловкими толкователями, неспособными к иносказательной интерпретации и не имеющими на неё права, поскольку аллегория была изобретена языческими авторами и христиане не могут ни понять, ни использовать её. <...> Для Оригена, который посвятил всю свою жизнь толкованию Священного Писания, это было серьезным обвинением, в особенности из-за того, что претензии Цельса на античное наследство были отчасти обоснованными, во всяком случае, они могли подвергнуть сомнениям права христиан на иносказательное толкование. <...> Тем самым Оригену не оставалось ничего иного, как найти изящное решение: он обратился к термину-двойнику аллегории — тропологии (τροπολογία), используя его как полный синоним аллегории и утверждая, что тропология, известная со времен пророков, была традиционным методом иудео-христианского толкования (4,49): «Но ведь ещё сами отцы учений и составители Писаний уже стали применять в Писаниях тропологический способ выражения мысли (τὰ τοιαῦτα τροπολογοῦσι). <...> URL: http://www.tlg. uci.edu/demoinfo/demoauthors.php 148 Вестник Университета Дмитрия Пожарского (2015, №1) образом — делает вывод Ориген — такая образная форма сообщена Писаниям затем, чтобы их можно было понимать иносказательно по заключающемуся в них внутреннему смыслу2 νοῦν)». <...> Ориген отметил <...>