041 Т. А. Матасова К вопросу о рецепции культуры Возрождения и традиций греческого мира в Московской Руси конца XV века: София Палеолог и её окружение Особенности восприятия отдельных элементов итальянского гуманизма в России в эпоху правления великого князя Ивана III (1462–1505) давно привлекают внимание исследователей. <...> О том, что супруга Ивана III — великая княгиня София Палеолог — сыграла важную роль в проникновении в нашу страну идей итальянского Возрождения, писал ещё прот. <...> Георгий Флоровский: «этот брак привёл скорее к сближению Московии с итальянской современностью, нежели к оживлению Византийских преданий и воспоминаний»1 . <...> Стоит помнить, однако, что за этим браком стоял кардинал Виссарион — личность исключительной важности для ренессансного Запада той поры. <...> Савва предостерег о том, что не стоит переоценивать значение самой Софии для развития России: «Нельзя не заметить, что этот государь [Иван III. <...> Задача настоящей статьи состоит в том, чтобы обратить внимание на некоторые новые факты, связанные с особенностями настроений и интеллектуальной работы представителей ближайшего окружения Софии при московском дворе. <...> цари и византийские василевсы: к вопросу о влиянии Византии на образование идеи царской власти московских государей. <...> В 1430 г. Фоме удалось захватить в плен правителя Ахайи Чентурионе Цаккариа, который умер в 1432 г. С этого времени земли Ахайи полностью вошли в состав Морейского деспотата. <...> Брак между Фомой и Екатериной стал возможен не только благодаря энергии Фомы, но и потому, что ещё в апреле 1418 г. — в связи с подготовкой брака Феодора Палеолога (ещё одного брата Фомы) и Клеопы Малатеста5 V официально разрешил латинским принцессам выходить замуж за Палеологов при условии сохранения ими католической веры6 . <...> В связи с ориентацией семьи Фомы Палеолога на Запад стоит иметь в виду и следующее. <...> 66 Вестник Университета Дмитрия Пожарского (2015, №1) не смогли найти себе достойного места в Константинополе <...>