03 А. В. Кузьмин «…И перевѣтнику и зажигалнику тем живота не дати» (К вопросу о начале правоприменения статьи о смертной казни в Северо-Западной Руси) В российской историографии традиционно считается, что, до появления 5-й статьи в Двинской уставной грамоте 1397–1398 гг. о казни татя через повешение при его третьем аресте1 реформы киевского великого князя Владимира (Василия) Святославича не было статьи о смертной казни за уголовное преступление2 , в действующих памятниках древнерусского права после . <...> Впервые в более широком виде смертная казнь, как наказание за уголовное преступление, представлена в Псковской Судной грамоте 1467 г. (далее — ПСГ). <...> Комментируя эту статью источника, А. А. Зимин пришел к выводу, что в данном случае «ПСГ уже не ограничивается наказанием убийцы, поджигателя и конокрада изгнанием и конфискацией его имущества (поток и грабеж), а предписывает их карать смертной казнью. <...> Статья 7 ПСГ отражала напряжённую обстановку городской жизни XV в., наполненной выступлениями горожан против псковских властей»4 . <...> Люди и нравы древней Руси: историко-бытовые очерки XI–XIII вв. <...> 54 Вестник Университета Дмитрия Пожарского (2015, №1) ли можно согласиться. <...> К сожалению, хронологически эта традиция прямо не фиксируется в юридических памятниках из-за того, что не сохранились ранние редакции и списки ПСГ. <...> Исследователь неоднократно подчеркивал: «Непревзойдённая по богатству своего содержания Псковская Судная грамота дошла до нас в редакции XV века, где затушеваны её хронологические наслоения настолько, что мы лишены возможности следить за развитием псковских общественных отношений за время, предшествующее последней её редакции. <...> Согласно исследованию И. В. Ипатова, вероятнее всего «Правосудье митрополичье» было написано в 1380-е гг. во время правления владимирского, московского и новгородского великого князя Дмитрия Ивановича Донского и киевского митрополита Киприана9 . <...> Заметим также, что в пользу данной <...>