Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.
Вестник Университета Дмитрия Пожарского  / №1(2) 2015

Распятие в византийской и русской каменной пластике малых форм ХII–ХIII вв. (150,00 руб.)

0   0
Первый авторПуцко
Страниц16
ID419441
АннотацияИконографический анализ позволяет проследить развитие композиции Распятия в византийской каменной резьбе малых форм ХII–ХIII вв. Особенным образом могут быть отмечены случаи усвоения романской художественной традиции. Прослеживаются следы работы греческих мастеров на Руси. Выделены подделки, имитирующие средневековые иконки, и установлены их археологические источники.
УДК94(4)"375/1492"
Пуцко, В.Г. Распятие в византийской и русской каменной пластике малых форм ХII–ХIII вв. / В.Г. Пуцко // Вестник Университета Дмитрия Пожарского .— 2015 .— №1(2) .— С. 37-52 .— URL: https://rucont.ru/efd/419441 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

УДК 94(4)"375/1492" В. Г. Пуцко Распятие в византийской и русской каменной пластике малых форм ХII–ХIII вв. <...> Из ранних примеров этой иконографической традиции следует упомянуть миниатюру переписанного в 586 г. сирийского Евангелия Рабулы, датируемый около 600 г. реликварий из Санта-Санкторум в Риме, икону палестинского происхождения VIII в. ныне находящуюся в монастыре св. <...> Во всех упомянутых случаях распятый Христос изображен в длинном колобии, иначе, чем на датируемом началом V в. рельефе из слоновой кости, хранящемся в Британском музее в Лондоне2 время существуют параллельно3 . <...> В греко-восточном искусстве также встречаются изображения распятого Христа в колобии и набедренной повязке4 деть распятого Христа юным6 ненных в стиле неоклассицизма в течение X в., устанавливается тип, который 1 und byzantinischen Monumenten. <...> Studien zu altchristlichen 38 Вестник Университета Дмитрия Пожарского (2015, №1) принято называть «историческим»7 . <...> Действительно, для художественной резьбы продолжительное время использовались кости домашних животных, а также дерево, но появление каменных иконок с определенного момента демонстрирует переход к использованию менее дорогого материала. <...> Кроме того, о преемственности резьбы по стеатиту к изделиям из слоновой кости могут свидетельствовать и другие факты, наиболее показательным из которых является детальнейшее воспроизведение всех особенностей костяного оригинала в стеатитовой иконке X в. с изображением Успения, хранящейся в Художественно-историческом музее в Вене9 . <...> Затем, с течением времени в художественной резьбе по стеатиту постепенно вырабатываются свои отличительные особенности стилистического и технического характера, учитывается развитие иконографии, обычно прослеживаемое по датированным произведениям живописи, прежде всего монументальной и книжной. <...> Наиболее ранние византийские стеатитовые иконы Распятия выполнены в ХII в. <...> 10,5Ч7,6 см) с изображением нижней части фигуры распятого Христа, скорбящего <...>