Литературная энциклопедия: В 11 т. - [М.], 1929-1939.
ДРУЖИНИН Александр Васильевич [1824-1864] - критик и беллетрист. Р. в состоятельной
чиновничьей семье, образование получил в Пажеском корпусе. Служил офицером в гвардейском полку,
затем числился в канцелярии военного министерства. С 1851 окончательно оставил службу и отдался
литературной работе. Стал широко известен повестью "Полинька Сакс" [1847], которая пользовалась
исключительным успехом. Здесь выдвинут женский вопрос, правда, не как общественная проблема. Д.
интересует лишь право женщины на самостоятельность в области чувства. Фабулу и основные мотивы
повести Дружинин заимствовал из "Жака"Жорж Санд. Затем следовали: "Лола Монтес" [1848], "Рассказ
Алексея Дмитрича" [1848], "Жюли" [1849] и др.
В темные годы русской лит-ры (период реакции после 1848) Д. занимал руководящее место среди
западников, тем самым демонстрируя оскудение критики и публицистики. В "Письмах иногороднего
подписчика" Д. доходит до совершенного равнодушия к общественным вопросам. Подчеркивая, что он
из "хорошего общества", часто распространяясь о "хорошем тоне джентльмена", он от русской лит-ры
переходит к кухонным рецептам, затем опять возвращается к лит-ре и снова переходит к анекдотам из
жизни охотника за львами. Весьма характерно и его "Сентиментальное путешествие Ивана
Чернокнижникова по петербургским дачам", которое печаталось в "Современнике" в 1850. Здесь пустое,
подчас скабрезное, остроумие отражает непритязательный вкус автора. Характерна и речь Д. - бойкая и
легкомысленная. Подъем лит-ой жизни во второй половине 50-х гг. заставил Д. стать серьезнее.
Выступая в этот период в качестве лит-ого критика, Д. развивал "артистическую" теорию искусства, крую
он и группа критиков (Анненков, Дудышкин) противопоставляли "дидактической", по Д., теории
разночинцев (Чернышевского, Добролюбова и др.).
Сущность ее сводится к немногим положениям: 1. искусство должно быть свободно и не служить
"минуте"; 2. оно выражает вечные идеи красоты, добра и правды; 3. искусство не утилитарно. Но
разночинец заставил эстета видоизменить свою теорию, пробил брешь в его воззрениях; в
"артистической" системе появились под конец чуждые ей признания. "Теория независимого и
свободного творчества вовсе не исключает здравого и даже современного поучения". Более того:
"Здравомыслящий и практически развитой поэт, отдавшись дидактике, может произвести много
полезного для современников".
Д. - сторонник чистого искусства - боролся за традиции художественной школы Пушкина, видя в
ней идеальное выражение своих взглядов, и противопоставлял Пушкина гоголевскому направлению
("натуральной школе"). Сатирическое направление школы Гоголя граничит с дидактизмом, а то и
переходит в явный дидактизм. Но общественным интересам, по мнению Д., нет места в числе задач
искусства. Оно ставит себе не временные, а "вечные" цели. Понятно после этого, как Д. расценивал
творчество писателей-современников. Тургенев для него "пленительный идеалист и мечтатель, слишком
поэтичный, чтобы серьезно взяться за роль чьего-либо продолжателя". "В Толстом мы видим, - говорит
Д., - правильное движение современной изящной словесности в сторону истинного понимания
искусства". Иначе расценивал критик Островского и тем более Салтыкова-Щедрина, к-рых считал
представителями одностороннего "дидактизма".
Так выступал в 50-е гг. критик-эстет. Его система воззрений отражала вкусы аристократической
верхушки дворянства. Эта группа, утратив прежнее положение в экономике, теряла силу и в лит-ре, и в
критике. Свою эстетическую теорию она должна была дополнить чертами, вносившими двойственность
в систему. В художественной литературе она не могла противодействовать дидактизму и гоголевскому
направлению. Пытаясь пропагандировать Пушкина как свой идеал, пытаясь ликвидировать в критике
Белинского и его последователей, ставивших утилитарные цели искусству, Д. и его группа не могли
успешно бороться с дидактизмом, с разночинцем и были обречены на бессильный протест против той
новой жизни, какая шла мимо них. И понятен тот завет, который оставил Д. писателю своей группы:
"Для поэта может существовать только один протест - гордое молчание. Для художника нет мелкой
войны и мелких страничек публициста. Пока слово его может раздаваться в сфере искусства, оно должно
быть вполне независимо, в этом самом независимом слове и доля, и заслуга, и значение художника".
Из критических работ Д. следует отметить еще, кроме статей о русских писателях, его этюды по
английской литературе (о Вальтер Скотте, Краббе, Ричардсоне,Шеридане, Дизраэли и др.). Дружинин
известен и как талантливый переводчик Шекспира ("Король Лир" и др.).
В области лит-ой жизни Д. оставил память как основатель "Общества для пособия нуждающимся
литераторам и ученым" - "Литературного фонда" (см.).
Библиография: I. Собр. сочин., изд. под ред. Н. В. Гербеля, 8 тт., СПБ., 1865-1867. Критические
статьи вошли в т. VII. В т. II - список сочин. Д., сост. Гербелем.
Стр.1