В статье рассматриваются разнообразные подходы к определению понятий «контроля» и «надзора» и различия между ними. <...> Автор исследует цели государственного контроля и сравнивает внешний и внутренний контроль. <...> Анализируются правовые аспекты соотношения терминов «контроль» и «надзор». <...> Автор приходит к выводу о том, что разделение понятий «контроль» и «надзор» лишено практического смысла, и термин «надзор» следует рассматривать в качестве традиционного наименования определенных разновидностей контроля. <...> Серьезная трудность в изучении контроля заключается в многообразии форм, методов и способов, в многообразии сфер общественной жизни, а также в специфике работы контрольных органов. <...> Изучение контроля как такового затруднено тем, что данным обобщенным понятием обозначаются разнообразные, зачастую непохожие друг на друга виды деятельности. <...> Различные контрольные действия, даже осуществляемые одним органом, различаются как технологически, так и с точки зрения правовых последствий. <...> Наиболее же показательно в этом смысле традиционное разделение государственного контроля на внутренний и внешний. <...> М.С. Студеникина обобщенно определила различие между ними: «внутренний контроль ведется за органами одной системы, внешний — осуществляется в отношении организационно неподчиненных объектов»1 . <...> Данный подход не претерпел изменений с течением времени, например, В.П. Беляев также подразделяет контроль, исходя из взаимо1 Студеникина М.С. <...> 15. отношения контролирующего и подконтрольных субъектов, на внешний и внутренний2 . <...> С точки зрения приемов, способов и методов, внутренний и внешний контроль принципиально друг от друга не отличаются. <...> Заметим, что государственный контроль с этой точки зрения не отличается от контроля, практикуемого вне системы государственного управления. <...> Так, налоговый контроль и бюджетно-финансовый надзор, с одной стороны, и классический аудит — с другой, используют одни и те <...>