Наумов3 СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ВЫСШЕГО ГЕОГРАФИЧЕСКОГО И ЭКОЛОГО-ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ И СТРАНАХ ЗАРУБЕЖНОЙ ЕВРОПЫ4 На основе обследования ведущих университетов Европы, интервьюирования их преподавателей, анализа разнообразных информационных источников изучены актуальные вопросы организации и развития географического и эколого-географического образования за рубежом. <...> Выявлены основные модели и направления развития образования в обследованных странах, дана сравнительная характеристика систем подготовки географов и экологов в российских и европейских университетах, выявлены ключевые отличия российской системы образования. <...> В качестве ориентиров для модернизации структуры и содержания высшего географического и эколого-географического образования в России рекомендуются лучшие практики, основанные на передовом методическом и практическом опыте организации университетской географии в странах Европы. <...> Ключевые слова: географическое и эколого-географическое образование, университеты, учебный план, полевые практики, Болонский процесс, образовательная программа. <...> Так, выдающийся русский географ и климатолог А.И. Воейков по решению Императорского Русского географического общества (РГО) в 1886 г. был отправлен в поездку по университетам Европы с целью изучения зарубежного опыта преподавания географии для развития географического образования в России. <...> Итоги этой поездки повлияли на создание под руководством П.П. Семенова специальной комиссии РГО по преподаванию географии; министерством образования было принято решение об организации по примеру европейских университетов кафедры географии в Петербургском университете. <...> К середине 1890-х гг. географию преподавали уже в половине российских университетов, а с 1912 г. в Московском университете было открыто обучение по специальности “География”. <...> Современные преобразования обусловлены внедрением новых федеральных государственных <...>