ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗА РУБЕЖОМ ДРЕВНИЙ ШУМЕР: ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОЙ ТРАДИЦИИ Е.Н. <...> Трикоз Кафедра теории и истории государства и права Российский университет дружбы народов ул. <...> Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198 Статья посвящена анализу специфической политико-правовой культуры и клинописного права древних шумеров, их концепции «священного царства» и «справедливого правления». <...> Ключевые слова: клинописное право; социальная справедливость; кодификация права; царские реформы; шумерская цивилизация. <...> Это время шумерского ренессанса связано с восхождением на трон шумерских правителей-лугалей III династии Ура (2112–2003 гг. до н.э.), именем которой назовут новую «империю». <...> Именно в нем мы встречаем две важных категории шумерской правовой культуры: справедливость-правосудие (шум. nмg-si-sб; аккад. mīšarum) и истинностьпостоянство (шум. nмg-gi-na; аккад. kittum). <...> В тексте «Ur-Namma А», с одной стороны, показана несправедливость решения богов об изменении счастливой судьбы царя, а именно неправосудность их приговора к смерти «доброго пастыря черноголовых» и отобрание у него «лугальства» как противоречащее принципу «nм(g)-si-sб» (шум. «правосудие», «справедливость»; аккад. mīšaru[m]). <...> Эта шумерская правовая категория была связана с регулярным изданием царских указов об освобождении от долгов Трикоз Е.Н. <...> ama-ar-gi4; аккад. andurāru[m] — букв. «возвращение к матери», или в исходное состояние, очищение от долгов, аннулирование обязательств). <...> С другой стороны, в тексте «Ur-Namma А» непосредственно с уходом из жизни царя-благодетеля связано наступление мрака и других бедствий в стране, из которой вместе с Ур-Наммой на время ушли некие таинственные «ме», могущественные и божественные силы шумерской цивилизации, т.е. «сути всех вещей и законов мира» (шум. me; аккад. partsu). <...> Подтверждением этого служили дарованные богами избранному царю важные царские инсигнии, законотворческие и правоприменительные полномочия, способность объявлять истинные <...>